Исповедь хрустика, или как я нарушаю ПДД

Исповедь хрустика, или как я нарушаю ПДД

Всем привет. Меня зовут Алексей, и я велосипедист.

Каждый день я езжу на работу на велосипеде. Даже когда на улице сильный ветер или идёт дождь. В июле я всего один раз воспользовался услугами общественного транспорта, в тот день поливало слишком сильно. Первые две недели в апреле, когда наша редакция переехала в здание «Славии» на Большой Московской улице, было иногда лень крутить педали — весенюю погоду далеко не всегда можно назвать комфортной. А потом втянулся. Теперь лень идти на остановку и ждать автобус.

Исповедь хрустика, или как я нарушаю ПДД

Поездка начинается с приятного ожидания. Когда садишься на велосипед и проезжаешь мимо машин, стоящих в пробке, чувствуешь некоторое превосходство, особенно если ты прилично одет (всё-таки это поездка на работу, а не спортивная прогулка). Главное — одеваться по погоде и не торопиться. Даже в расслабленном темпе длительность поездки не превышает 20 минут, и это ровно столько же, сколько на автобусе, включая пешую прогулку до остановки.

Не представляю, как я буду обходиться без этого чуда техники зимой. И дело не в погоде — до минус 10 градусов вполне можно ездить с комфортом, если велосипедист одет соответствующим образом. В финском городе Оулу, находящимся на берегу в северной части Ботнического залива, зимой ежедневные поездки на велосипедах совершают 22% населения. Это при средних минус 11 градусах в январе. Чтобы обеспечить право граждан ездить зимой на велосипеде, город построил сеть велодорожек и, что ещё важнее, научился их правильно и своевременно убирать.

Кстати, в том же Оулу подсчитали, что каждый километр, который житель проезжает на велосипеде, экономит городу от 0,3 до 1,3 евро. Следовательно, кому выгодно велодвижение?

Теперь переходим ближе «к делу». Представленный ниже текст следует воспринимать совместно с моей прошлогодней колонкой о необходимости создания качественной велосипедной инфраструктуры. Год прошёл, а актуальность тот текст не потерял.

В России многие до сих пор относятся к велосипедистам с предубеждением, презрительно называя их «хрустиками» за характерный хруст при наезде фуры на водителя велосипеда. Почему-то считается, что это велосипедисты являются причинами многих бед на дорогах. Якобы, все велосипедисты — нарушители (видимо, про систематическое превышение скорости движения с последующим скидыванием ответственности на «скорость потока», водители забывают), и вообще нищебродам на дорогах делать нечего, пускай на машину накопят.

Исповедь хрустика, или как я нарушаю ПДДНарушают велосипедисты действительно много, правда, общественный вред от этих нарушений несоизмеримо ниже, чем от пренебрежения ПДД автомобилистами. Я и сам не без греха. Когда я начал кататься по городу и за город (о поездках на работу речи ещё не шло) — а это было в 2008 году — я понятия не имел, как действуют правила дорожного движения в случае передвижения на велосипеде. Поэтому я ездил по дорогам, уступая даже там, где, согласно ПДД у меня как у полноправного участника движения было преимущество. Помеха справа, главная дорога, вот это всё. В противовес этому я не спешивался на «зебре», если ездил по тротуарам, а то и вовсе мог на переходе сменить тротуар на проезжую часть точно так же, не спешиваясь.

Сейчас многое изменилось. Я теперь обладатель водительских прав. Соответственно, зная ПДД, я стараюсь всегда ездить по правилам. Это иногда очень сложно, а в некоторых случаях почти невозможно. Среда сама провоцирует на нарушения.

Например, пробовали ли вы спешиваться во время выезда с тротуара и на проезжую часть и снова садиться на велосипед, чтобы продолжить движение по дороге? Я, честно, пробовал и быстро понял странность такого поведения, не говоря уж о том, что это жутко неудобно. А как иначе попадать на проезжую часть? Я пытаюсь делать это законным путём — через выезды с прилегающей территории. Но не везде они есть.

Вышеуказанная ситуация актуальна, когда равнозначной альтернативы велосипедист не видит. Не спешиваться же каждые 200 метров, правда? Такое в нашем городе случается часто из-за отсутствия связных веломаршрутов. Их появление снизило бы количество нарушений ПДД велосипедистами.

Другая распространённая проблема — вышеуказанный выезд на «зебру», который практикуется велосипедистами тотально. Фактически, они предопределяют будущую норму. Уверен, этот нюанс будет улажен в законном порядке в ближайшее время таким же образом, каким государство разрешило велосипедистам ездить по тротуарам. А пока же мы видим массовое нарушение ПДД, опять же, спровоцированное невозможностью обеспечить связность велосипедного маршрута.

Признаюсь, сам нарушаю таким образом, хотя перед близко идущим транспортом спешиваюсь, даже если вижу, что меня пропускают. Причины две. Первая — банальная вежливость, которую другие участники дорожного движения действительно ценят. Второе — соображения безопасности, ведь ни я на велосипеде, ни автомобиль не смогут сделать шаг назад. Здесь также очевиден правовой (точнее, в этом случае правоприменительный) пробел. Создание через второстепенные и не очень загруженные дороги велопереездов повсеместно с дублированием их соответствующими дорожными знаками во многом сняло бы этот вопрос с повестки дня. Главное, чтобы автомобилисты были внимательнее, а велосипедисты помнили, что даже имея право не спешиваться, пересекая проезжую часть, они всё равно, в отличие от пешеходов, не имеют преимущества в движении (если, конечно, речь не идёт о выездах с прилегающей территории, где водитель обязан пропустить вообще всех).

Фото Максима Озерцова и автора

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.