Хорошие рекламные ходы вынуждают нас покупать плохие книги

Хорошие рекламные ходы вынуждают нас покупать плохие книги

Среди книжного изобилия многие люди задаются вопросом о том, как правильно выбрать книгу и не попасться на маркетинговую удочку. Своим мнением о методах выбора литературы поделилась доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы НовГУ Татьяна Игошева.

Хорошие рекламные ходы вынуждают нас покупать плохие книгиСегодня нам очень сложно не попасться на уловки книжной рекламы. Так для меня произошло с третьим романом Захара Прилепина «Черная обезьяна». Авторитетный для меня критик Дмитрий Быков очень расхвалил книгу и дал ее чудный анализ. Но купив и прочитав книгу, я была очень разочарована, так как на мой взгляд у этого автора есть более сильные вещи. Поэтому могу сказать, что ошибок при выборе книг нам не избежать.

Все эти ошибки закономерны и связаны с оформлением книги. Сегодня книга оформляется в соответствии с маркетинговыми целями и задачами. Мы видим короткие яркие аннотации и высказывания от значимых в обществе лиц. На заднюю обложку обычно выносится портрет писателя и несколько сильных высказываний авторитетных критиков и писателей. Все это цепляет нас на крючок, и иногда я тоже на него попадаюсь.

Как этого избежать? Я думаю, что когда человек приходит в книжный магазин, то он так или иначе уже имеет что-то на примете. Не читающие, неграмотные люди обычно не заходят в книжный магазин в принципе.

Кроме создания рубрикаторов, книжные магазины иногда ведут дополнительную работу. Например, в «Буквоеде» есть площадка куда время от времени приглашаются люди из Новгорода, связанные с знанием о книге, русской и зарубежной литературе. Мне приходилось выступать на этой площадочке и коротко информировать зрителей о новинках.

Я бы советовала не спешить покупать книгу. У нас все-таки еще существуют библиотеки и интернет, в котором некоторые авторы все еще не пресекают нарушения своих прав. О книжных новинках можно узнавать из списков литературных конкурсов, например, на лонг– и шорт-листы «Русского Букера», самой престижной российской литературной премии. Но замечу, что следить за современным литературным процессом сегодня действительно дорого.

Хорошие рекламные ходы вынуждают нас покупать плохие книги

Для того чтобы не отбить интерес к литературе и привить вкус, нужно читать современные книги. В советское время учеников, которые не хотели читать классику, иногда удавалось зацепить современными авторами, которые ставили и решали современные проблемы.

Мне кажется, что если бы на каждом факультете Новгородского университета удалось бы ввести хотя бы маленький курс современной литературы, то нам бы удалось привлечь студентов к чтению. Мы как-то перестали осознавать, что диплом о высшем образовании, получаемый этими студентами, обязывает человека не только к социально-политической ориентации, но и к культурной. А в поле культуры должна входить литература.

Я неоднократно призываю школьных учителей: введите Довлатова! Это же здорово, дети с удовольствием будут это читать, ведь автор использует разговорный язык. Довлатов строит свое художественное повествование на замечательном воспроизведении разговорного языка постсоветского периода. И этот язык нам еще доступен. Может быть, прочитав Довлатова, кто-то захочет прочитать еще что-нибудь.

Не хотелось бы долго останавливаться на классике, так как это все уже проанализировано, разобрано и известно. Скажу лишь, что с общекультурной точки зрения литературный язык устаревает. Для понимания классической литературы сегодня нужен специальный человек, филолог, играющий роль медиатора. Только он может объяснить, что гениального сделал Лермонтов в «Герое нашего времени», и что открыл Толстой в психологии человека.

Для читателя создается множество разных литературных списков и топов. Но нужно помнить, что топы, прежде всего, связаны с покупаемостью, а не с качеством книги. Эти топ-листы являются результатом работы, проделанной незримыми людьми, например, колумнистами. В своих еженедельных колонках они делятся своими литературными впечатлениями. Но никогда не нужно думать, что их советы отсылают к абсолютно идеальной литературе.

Все эти рекомендации имеют субъективный, вкусовой, индивидуальный характер. Кто-то из колумнистов интересуется радикальными, революционными вещами, а кого-то интересует состояние религиозного сознания в современном мире. Поэтому не нужно воспринимать советы колумниста за обязательное требование к прочтению всех этих книг.

Хорошие рекламные ходы вынуждают нас покупать плохие книги

Вообще, нет обязательных книг. Каждый для себя составляет свой обязательный список. С профессиональной точки зрения, обязательная литература конечно существует. Но если вы любитель, неискушенный читатель, который читает просто для души, то вам необходимо искать свои произведения и своего автора. Я не скажу, что всем обязательно нужно читать «Войну и мир», так как язык литературы все-таки устаревает. Для понимания такой литературы нужен горб гуманитарного знания, эстетических, культурных и исторических представлений об обозначенной в книге эпохе.

В советское время в олимпиадах по литературе любили спрашивать: «Какие три книги вы возьмете на необитаемый остров?» Для меня это Библия, потому что это универсальная книга или Книга книг, которую можно бесконечно читать под разными углами. Если можно, за вторую книгу я бы взяла собрание сочинений Достоевского и за третью – собрание сочинений Пастернака. Мой список не оригинален и состоит из классических произведений, потому что несмотря на то, что я с большим интересом наблюдаю за современным литературным процессом, могу сказать, что ни один из современных авторов не дотягивает до титанов.

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.