Мощный символ демократии
Продолжаю серию «городских» колонок. На этот раз поговорим о взаимоотношениях между участниками городской жизни разной весовой категории.
Некоторые думали, что речь здесь зайдёт о большой политике? Не дождётесь. Хотя то, о чём пойдёт речь ниже, влияет на развитие демократических институтов, пожалуй, даже больше этой самой большой политики.
Есть такой замечательный человек — Энрике Пеньялоса. В 1998 году он стал мэром очень сложного в социальном и градостроительном отношении города Богота, столицы не менее сложной страны Колумбии. В 2001 году (срок мэрских полномочий в Боготе — три года без возможности переизбрания на второй срок подряд) он оставил своему преемнику совсем другой город — с библиотеками, велодорожками и лучшей на американском континенте системой скоростного автобуса на специально построенных для этого дорогах. Каждый урбанист знает эту фамилию, это мейнстрим городского планирования в крайней степени.
Его пример — бескомпромиссная борьба с автомобильным и строительным лобби и даже с общественным мнением в вопросах оптимизации и улучшения транспортной системы города, наполненного трущобами и не имевшего единой системы общественного транспорта.
Главный лейтмотив его деятельности — это борьба с неравенством на городских улицах.
«Велодорожки — это символ демократии, — говорил он. — Это означает, что каждый гражданин, который едет на велосипеде за 30 долларов, так же важен городу, как и гражданин, который едет на машине за 30 тысяч долларов.»
Первое, с чего начал политик, находясь на посту мэра в условиях, когда нет задачи понравиться жителям — на второй срок по закону избраться нельзя — это запрет парковки автомобилей на тротуарах и в пешеходной зоне. Поначалу его буквально возненавидели:
«Мне говорили: «Мэр, не будь таким упрямым, тут и так машинам негде парковаться!» Но почему это должно меня волновать? Вы же не спрашиваете, где вам хранить свои вещи!»
Второе важное решение — это запуск системы скоростных автобусов TransMilenio. Особенность этой системы заключается в постройке новых дорог специально для автобусов. До этого предлагалось построить в городе метро и огромные транспортные развязки, но Пеньялоса сразу же отмёл эти дорогостоящие проекты, логично рассудив, что автобусная система окажется значительно дешевле метро, а выделенные дороги позволят не уступать метрополитену в функциональности.
Автобусы и дороги политик также любит приводить в пример, говоря о демократии. Равенство — это когда пространство на дорогах выделяется пропорционально числу участников дорожного движения. Если в автобусах проезжает людей столько же, сколько и на машинах, логично было бы предоставить автобусам столько же места на дороге. В итоге такая система уменьшила автомобильный трафик на 40%. Передвигаться на автобусах оказалось быстрее и дешевле. Мэр доказал, что именно внимательное отношение к нуждам всех граждан характеризует прогрессивный город.
«Разница между прогрессивным и отсталым городом заключается не в качестве автодорог или метро, — утверждает Пеньялоса. — Она заключается в качестве пешеходной зоны. Я видел большущие шоссе в африканских городах, где у многих людей нет воды.»
Освободившиеся от нереализованных дорогостоящих проектов средства Энрике Пеньялоса пустил на развитие сети велодорожек, строительство пешеходных зон, детских садов и библиотек и борьбу с нищетой. Один из крупных проектов, из-за которого мэра критиковали так же сильно, как и после запрета парковаться на тротуаре, предполагал снос самого криминального района, настоящего городского гетто, и обустройство на его месте парковой зоны. Через другие неблагополучные районы была построена 24-километровая велопешеходная аллея, которая дала сигнал бедным, что они не менее важны городу, чем богатая верхушка.
Парки, как читатель мог уже догадаться, у Пеньялосы — ещё один символ демократии, не менее важный, чем автобусы или велодорожки. В парках люди встречаются на равных, здесь нет начальников и подчинённых, считает он.
Всего три года понадобилось Энрике Пеньялосе, чтобы превратить мегаполис с колоссальным социальным расслоением в динамично развивающийся город, повернувшийся лицом к своим жителям. Градостроительные решения в итоге превратились в политические преобразования, которые уравняли в правах всех жителей города.
К концу своего срока на посту градоначальника Энрике Пеньялоса стал самым популярным мэром в истории Боготы. Так городское планирование встало на службу демократическим институтам.
Демократия — это не свод законов, совершенство выборной и судебной системы сами по себе. Это отсутствие высокомерных взглядов на пешеходов из-под стёкол дорогих автомобилей. Это привычка делиться городским пространством с другими горожанами на равных условиях. Это возможность сходить в парк и на спортивную площадку, доступная каждому. Это здоровые и равные отношения между людьми в обществе, где каждый уважает друг друга несмотря на различие взглядов и толщины кошелька.
Цитаты Энрике Пеньялосы с сайта the-village.ru