Мощный символ демократии

Мощный символ демократии

Продолжаю серию «городских» колонок. На этот раз поговорим о взаимоотношениях между участниками городской жизни разной весовой категории.

Некоторые думали, что речь здесь зайдёт о большой политике? Не дождётесь. Хотя то, о чём пойдёт речь ниже, влияет на развитие демократических институтов, пожалуй, даже больше этой самой большой политики.

Есть такой замечательный человек — Энрике Пеньялоса. В 1998 году он стал мэром очень сложного в социальном и градостроительном отношении города Богота, столицы не менее сложной страны Колумбии. В 2001 году (срок мэрских полномочий в Боготе — три года без возможности переизбрания на второй срок подряд) он оставил своему преемнику совсем другой город — с библиотеками, велодорожками и лучшей на американском континенте системой скоростного автобуса на специально построенных для этого дорогах. Каждый урбанист знает эту фамилию, это мейнстрим городского планирования в крайней степени.

Энрике Пеньялоса

Его пример — бескомпромиссная борьба с автомобильным и строительным лобби и даже с общественным мнением в вопросах оптимизации и улучшения транспортной системы города, наполненного трущобами и не имевшего единой системы общественного транспорта.

Главный лейтмотив его деятельности — это борьба с неравенством на городских улицах.

«Велодорожки — это символ демократии, — говорил он. — Это означает, что каждый гражданин, который едет на велосипеде за 30 долларов, так же важен городу, как и гражданин, который едет на машине за 30 тысяч долларов.»

Первое, с чего начал политик, находясь на посту мэра в условиях, когда нет задачи понравиться жителям — на второй срок по закону избраться нельзя — это запрет парковки автомобилей на тротуарах и в пешеходной зоне. Поначалу его буквально возненавидели:

«Мне говорили: «Мэр, не будь таким упрямым, тут и так машинам негде парковаться!» Но почему это должно меня волновать? Вы же не спрашиваете, где вам хранить свои вещи!»

Второе важное решение — это запуск системы скоростных автобусов TransMilenio. Особенность этой системы заключается в постройке новых дорог специально для автобусов. До этого предлагалось построить в городе метро и огромные транспортные развязки, но Пеньялоса сразу же отмёл эти дорогостоящие проекты, логично рассудив, что автобусная система окажется значительно дешевле метро, а выделенные дороги позволят не уступать метрополитену в функциональности.

Автобусы и дороги политик также любит приводить в пример, говоря о демократии. Равенство — это когда пространство на дорогах выделяется пропорционально числу участников дорожного движения. Если в автобусах проезжает людей столько же, сколько и на машинах, логично было бы предоставить автобусам столько же места на дороге. В итоге такая система уменьшила автомобильный трафик на 40%. Передвигаться на автобусах оказалось быстрее и дешевле. Мэр доказал, что именно внимательное отношение к нуждам всех граждан характеризует прогрессивный город.

«Разница между прогрессивным и отсталым городом заключается не в качестве автодорог или метро, — утверждает Пеньялоса.  Она заключается в качестве пешеходной зоны. Я видел большущие шоссе в африканских городах, где у многих людей нет воды.»

Освободившиеся от нереализованных дорогостоящих проектов средства Энрике Пеньялоса пустил на развитие сети велодорожек, строительство пешеходных зон, детских садов и библиотек и борьбу с нищетой. Один из крупных проектов, из-за которого мэра критиковали так же сильно, как и после запрета парковаться на тротуаре, предполагал снос самого криминального района, настоящего городского гетто, и обустройство на его месте парковой зоны. Через другие неблагополучные районы была построена 24-километровая велопешеходная аллея, которая дала сигнал бедным, что они не менее важны городу, чем богатая верхушка.

Парки, как читатель мог уже догадаться, у Пеньялосы — ещё один символ демократии, не менее важный, чем автобусы или велодорожки. В парках люди встречаются на равных, здесь нет начальников и подчинённых, считает он.

Всего три года понадобилось Энрике Пеньялосе, чтобы превратить мегаполис с колоссальным социальным расслоением в динамично развивающийся город, повернувшийся лицом к своим жителям. Градостроительные решения в итоге превратились в политические преобразования, которые уравняли в правах всех жителей города.

К концу своего срока на посту градоначальника Энрике Пеньялоса стал самым популярным мэром в истории Боготы. Так городское планирование встало на службу демократическим институтам.

Демократия — это не свод законов, совершенство выборной и судебной системы сами по себе. Это отсутствие высокомерных взглядов на пешеходов из-под стёкол дорогих автомобилей. Это привычка делиться городским пространством с другими горожанами на равных условиях. Это возможность сходить в парк и на спортивную площадку, доступная каждому. Это здоровые и равные отношения между людьми в обществе, где каждый уважает друг друга несмотря на различие взглядов и толщины кошелька.

Цитаты Энрике Пеньялосы с сайта the-village.ru

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.