Моя борьба с диванными экспертами

Моя борьба с диванными экспертами

Люблю, когда каждый занимается своим делом, тем, что он умеет лучше всего. Ещё больше люблю, когда люди прислушиваются к аргументированному мнению и пропускают мимо ушей сообщения агентства ОБС (Одна Бабка Сказала).

В свободное от работы время, благо оно у меня есть, с некоторых пор занимаюсь общественно полезной деятельностью — изучаю и популяризирую идеи города, удобного для людей. Ну знаете, лавочки, урны, удобные пешеходные переходы, велодорожки, доступная среда, безопасные улицы для пешеходов и многое другое. Не раз речь об этом уже заходила на страницах сетевого издания «53 новости».

Около двух лет назад мы с единомышленниками запустили проект «Новый город». Занятие общественной деятельностью, особенно связанное с различными специфическими областями знания, требует постоянного изучения предмета вопроса.

В случае с урбанистикой (то есть, нашем случае) необходимо не только изучать актуальный опыт, накопленный архитекторами, планировщиками и урбанистами всего мира, но и наличие некоторых базовых знаний. Кроме того, не стоит забывать и о большом объёме нормативной документации, которую также необходимо изучать, чтобы не предлагать городу заведомо утопичные решения.

Одно из направлений нашей работы — повышение уровня осведомлённости горожан об актуальных решениях в области урбанистики, архитектуры, градостроительства и городского дизайна, делающих нашу с вами жизнь в городской среде проще, удобнее и безопаснее. Когда читаешь со стороны о некоторых таких решениях, создаётся впечатление, что автор что-то не то съел на завтрак. Ну действительно, разве пойдут на пользу городу и, в частности, городской транспортной системе такие решения, как создание сети велодорожек (улицы и так узкие), снижение скоростного режима, появление пешеходных улиц или платная парковка?

Наглядный пример, сколько места на дороге занимает одно и то же число людей на автомобилях, велосипедах и общественном транспорте

Но начинаешь изучать мировой опыт. И оказывается, что платная парковка и безопасная велосипедная инфраструктура в Копенгагене привели к ликвидации пробок (ведь люди стали меньше пользоваться автомобилями), велодорожки в Нью-Йорке увеличили пропускную способность улиц и повысили среднюю скорость транспорта, а перекраска изрисованных вагонов метро в том же Нью-Йорке существенно снизила уровень вандализма и мелкой преступности. Не буду грузить цифрами, так как данный текст — колонка, а не монография.

Примерное отношение неподготовленного слушателя к инициатору подобных обсужденийНо нет-нет, да и найдутся в электронных СМИ и в нашей группе «ВКонтакте» скептики, которые утверждают, что снижение скоростного режима приведёт к увеличению пробок, а бедные автовладельцы и так платят транспортный налог — а тут ещё и платную парковку предлагают.

Начинаешь объяснять, что при 50 км/ч у автомобилиста есть гораздо больше вероятности вовремя затормозить перед выбежавшим на пешеходный переход ребёнке, а в случае ДТП ребёнок скорее всего выживет, тогда как при столкновении на 70 км/ч наверняка погибнет. Вы же не хотите такой участи для своих детей?

А в ответ: нет, будут пробки, снизится пропускная способность улиц и вообще за детьми пусть следят родители.

Объясняешь: удобные и вовремя почищенные велосипедные дорожки побудят сесть на велосипед потенциальных (и реальных) водителей авто, а значит, на проезжей части места станет больше, а пробок, соответственно, меньше.

А в ответ: на наших улицах места и так мало, город встанет в одну большую пробку. И вообще, попробовали бы вы ездить на велосипеде зимой.

Снова объясняешь: но ведь в Хельсинки зимой тоже господствуют отрицательные температуры, а плотность населения выше, чем в Великом Новгороде, да и автомобилей у населения больше. Но ведь ездят на велосипедах летом и зимой, да и пробок что-то не наблюдается.

А в ответ читаешь: в России особенная ментальность, у нас на велосипеды не сядут.

Думаю, можно лишний раз не объяснять, что мы не успокаиваемся и приводим в пример те же Копенгагены и Амстердамы, где ровным счётом наблюдалась такая же, как у нас сейчас, ситуация 30-50 лет назад и где, чтобы успокоить трафик и снизить количество пробок, стали сносить эстакады, превращать дороги в прогулочные зоны и организовывать велосипедное движение.

А, впрочем, стоит ли спорить, если аргумент всегда один: это так, потому что я так считаю, а все ваши эксперты не разбираются в ситуации?

Каждый человек не обязан разбираться во всём на свете. Я плохо смыслю в астрофизике и не захожу дальше размышлений, присущих гуманитарию, в генетике. Но мне одинаково интересны оба направления человеческого знания, поэтому я с большим любопытством и благодарностью слушаю или читаю тех, кто смыслит в этом больше меня. Я не вступаю в споры с этими людьми. Если бы я познакомился со Стивеном Хокингом, вряд ли бы начал ему, человеку, отвергающему наличие чёрных дыр в классическом варианте, доказывать их существование, просто потому что мне об этом сказали в школе или написали в энциклопедии.

Наши критики не обязаны знать факты из мира городского планирования, дизайна и урбанистики. Жаль только, что не все любят прислушиваться к авторитетному мнению выдающихся архитекторов, планировщиков и даже политиков, которых мы приводим в пример: Яна Гейла, Жайме Лернера, Энрике Пеньялосы, Рудольфа Джулиани, наконец. Не стоит принимать все идеи на веру, но есть смысл сопоставить в уме сухие факты, веские аргументы и достижения людей, которые этими фактами и аргументами пользовались в своей работе.

Но обывателю простительно. Я и сам не без греха, чего уж кривить душой. Но гораздо больше огорчает, что в голословную полемику любят вступать люди, которые по долгу профессии или положения в обществе обязаны действовать в соответствии со здравым смыслом, а не собственными убеждениями.

Например, комиссия по безопасности дорожного движения при мэрии Великого Новгорода недавно отвергла предложение «Нового города» о снижении скоростного режима на некоторых улицах до 50 или 40 км/ч. Тот факт, что снижение скорости движения приводит к значительному снижению количества ДТП и в особенности ДТП с жертвами, представителей ГИБДД в составе комиссии не смутил. Странно, что участники комиссии по безопасности противятся повышению этой самой безопасности, верно? Особенно, если учесть, что в некоторых других регионах сами представители ГИБДД вышли с предложением ограничить скорость движения.

Наглядная статистика, демонстрирующая прямую зависимость смертности в ДТП от скоростного режима

Очень радует, когда комментаторы внимают здравому смыслу и соглашаются с вескими доводами или, напротив, приводят свои, не менее веские аргументы, которые позволяют нам, урбанистам от общественности, самим задуматься о правильности выбранного пути. Если кому-то кажется, что «Новый город» не прав, он может привести факты, говорящие в пользу его личной точки зрения, и тогда мы прислушаемся.

Всё-таки хорошо, когда каждый погружён с головой в любимое занятие и делает это хорошо. Ещё лучше, когда сторонние наблюдатели не советуют таким людям, как им надо делать свою работу и заниматься прочей деятельностью.

Комментарии

Умею считать
11:30 15.10.2014

Очередной КГ/АМ:

недиванному критику для начала нужно досконально разбираться в вопросе современной урбанистики.

Приводится в пример Хельсинки.

Хельсинки vs Великий Новгород:
Хельсинки: население 601035 человек, общая площадь 715 кв.км, плотность населения — 2812 человека на кв. км.
Великий Новгород: население 219971 человек, общая площадь 90,08 кв.км, плотность населения — 2405,6 человека на кв. км.

Из правил арифметики начальной школы явствует, что площадь Хельсинки больше площади Великого Новгорода в 7,9 раза(!), а плотность населения в Хельсинки больше новгородской всего в 1,17 раза!!! Диспропорция в 6,7 раз!!!

Что-нибудь это говорит не диванному знатоку урбанистики??!!
Похоже, что ровным счётом ничего, как и равнозначное булькание про Копенгаген.

При этом аффтар знает ли, что Хельсинки, как и Новгород, «…отчётливо делится на две части — историческую западную и более современную восточную», которые в отличие от Новгородских — соединённые хоть и единственной, но линией метрополитена, а также обширной!!! сетью автодорог.
Т.е. при населении всего в 2,7 раза больше новгородского в Хельсинки есть:
Трамвай
На 2013 год в Хельсинки имеет 13 трамвайных линии (1, 1A, 3B, 3T, 4, 4T, 6, 6T, 7A, 7B, 8, 9, 10). Почти все линии идут из северного Хельсинки в южный. Общая длина путей 112 километров.
CityBike
В тёплое время года в Хельсинки действует сервис бесплатных общественных велосипедов — CityBike. В центре города расположены 26 велостоянок, на которых любой желающий может на время взять велосипед под залог в 2 евро. Передвижение на велосипеде CityBike допускается только в пределах центральной части города!!!!!!. В 2008 году планировалось расширить сервис в последующие годы[21], однако в 2010 году программу решили приостановить до 2012[22].

Автомобильные парковки
В будни в рабочее время парковка по сторонам второстепенных улиц платная. Также в городе множество различных открытых и подземных паркингов.

Метрополитен
Метрополитен был открыт 2 августа 1982 года. На 1 января 2013 года система включает 17(!!!!!) станций и одну линию, разделённую на две ветки. Общая длина составляет 22,1 км. Метро в основном обслуживает плотно застроенные районы Восточного Хельсинки, но может использоваться и для перемещения в центре Хельсинки. Система метро дополняется пригородными поездами, которые используются для связи с другими районами Хельсинки.

На данный момент строится «Западное метро» (фин. Länsimetro), которое будет продлено из центра Хельсинки до Матинкюля (район в центре Эспоо). В общем будет построено 8 новых станции и длина нового туннеля составит 14 километров. Предположительная дата открытия запланирована на конец 2015 года.

В это время в Великом Новгороде, где основная масса населения проживает/работает в Западном районе, районе улицы Псковская, в районе Колмово-Щусева НЕТ НИ ОДНОГО ДУБЛЁРА основных транспортных городских артерий, по которым можно без проблем объехать страшную пробку в случае очередной тупо-новгородской аварии. И весь «многообразный» общественный транспорт, представленный в виде автобусов двух парков, с круглосуточно липкими поручнями, и нескольких дохлых троллейбусов стоит в этих же пробках вместе с пассажирами.

Я хочу посмотреть на аффтара, как он в кюстюмчике офисном на веломипедике поедет по непролазной новгородской грязи из дома в конце ул. Б.С.Петербургской в какой-нибудь новостроенный офис на ул.Псковской. Особенно «вставило» про «вовремя почищенные велосипедные дорожки»!!!! Это шедевр!
Аффтар живёт не в цивилизованном Хельсинки, аффтар говорит про немытый Великий Новгород! Кто и за ЧЕЙ СЧЁТ будет вовремя чистить эти велосипедные дорожки, если автомобильные-то не чистят?

Далее и обсуждать подобную бредятину нет желания, типа ограничения скорости в 40 км/час… Город УЖЕ СТОИТ до/от и в ЦЕНТРЕ, транспорт и так уже едет менее 20 км/час в среднем. Но у нас почему-то и широкие улицы, и улицы без жилых домов в Новгороде нужно затормозить. ДЛЯ ЧЕГО И КОГО?

Аффтар, кури букварь, КГ/АМ.

Алексей Сабельский
19:31 15.10.2014

Уважаемый «Умею считать», представьтесь для начала, пожалуйста. А то я чувствую себя дураком, когда разговариваю с анонимом. Тогда можем предметно и, что немаловажно, взаимовежливо поспорить. Или вас так по паспорту и величают?

По существу. Говоря о разнице между плотностью и площадью, уважаемый господин Считать, вы забываете ещё и о разнице между количеством населения обоих городов и их географических особенностях.

Система ситибайк, я так полагаю, и была свёрнута, потому что у населения и так на руках достаточно личных велосипедов.

Про чистку улиц потому и речь, что мне хочется сесть в костюмчике и доехать на велосипеде туда, куда мне заблагорассудится. Не всё упирается в деньги, многое решает ещё и качество работ, которое способно существенно снизить издержки, не так ли, господин Считать?

В остальном не вижу противоречия тому, что я написал. Никто не отрицает вышеперечисленные проблемы, напротив, «Новый город» непрестанно о них говорит. Не понимаю, почему это всё перечислено именно в пику мне 🙂

Ах, да, и улицы вне жилых домов затормозить никто не пытается. Я о таком даже и не слышал нигде. Гоняйте себе на здоровье, тем более, что адские российские ПДД позволяют безнаказанно это делать на скорости выше допустимой на 20 км/час.

Дмитрий
18:08 19.10.2014

Уважаемый «Умею считать»,
скажите, пожалуйста, Вы читали литературу по транспортному планированию и урбанистике? Если да, то какую? Расскажите нам.

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.