Развитие искусства немыслимо без публичного профессионального критического поля

Развитие искусства немыслимо без публичного профессионального критического поля

Почему на страницах новгородской прессы так редко встречается критика? Имеется в виду не та критика, что зовется разбором полетов, а та, что подразумевает анализ и интерпретацию актуальных для сегодняшнего дня работ, конкретных явлений и событий современного искусства. По всей видимости, на такую критику на Новгородчине нет спроса. Какого именно — читательского или писательского — размышляет театральный критик, журналист Сергей Козлов.

Развитие искусства немыслимо без публичного профессионального критического поляНельзя не признать, о культуре и искусстве новгородская пресса пишет, и очень много, но высказываний в собственно критическом плане среди этих публикаций практически нет. Пишут не то что бы сдержано, но, скажем так — на уровне журналистики. Меня всегда волновал вопрос — почему так происходит? При том, что у нас есть люди, которые могут создавать качественные критические тексты. Не говоря о том, что и творческой общественности важно получать обстоятельные отклики на плоды своей деятельности. Замечу, мы говорим не об оценке, а об анализе, интерпретации.

Например, возьмем изобразительное искусство — о нем не пишет вообще никто. Единственное, что есть — это искусствоведческие обзоры выставок Новгородского центра современного искусства, подготовленные Сергеем Пухачевым. Иногда журналисты откликаются чем-нибудь любопытным в зависимости от компетенции, личных переживаний или социальной значимости какой-нибудь очередной выставки. Но критического фона это не составляет.

Может быть, дело в том, что ни одно СМИ не предлагает площадку для подобных высказываний. Но возникает вопрос — а нужна ли полноценная критика искусства новгородскому читателю? Кто по большей части у нас ходит на выставки и на какие? Вопрос риторический. Понятно, что работы петербургского художника Николая Копейкина или московского Никаса Сафронова, как персон популярных, соберут вокруг себя определенный круг интересующихся. А дебют молодого художника, как впрочем и юбилейные экспозиции мэтров новгородского отделения союза художников, пользуются вниманием публики, вряд ли интересующейся искусствоведческими публикациями в прессе. Им интересно просто прочитать интервью с автором. Да и для самого журналиста такой подход проще. Критика — это ведь довольно трудоемкий жанр, да и времени на достойную статью требуется больше, чем выделяется по графику выхода печатного или интернет-издания. Не хочется никого обидеть, но играет здесь свою роль и некоторая леность ума.

Перейдем к музыкальной критике. Здесь можно выделить два направления — академическая музыка и, так называемая популярная, она же эстрадная, сюда вольно отнесем рок, инди, электронную… С академической музыкой ситуация обстоит почти так же, как и с живописью — ее поклонники не нуждаются в чтении критики. В Новгороде речь почти не идет о композиторах, но ведь всегда можно оценить исполнение, проанализировать интерпретацию артиста.

Что касается серьезной музыки других направлений, включая джаз, рок и разный авангард, то эпизодически возникают интересные тексты, пытающиеся изучить эту сторону музыкальной жизни города. Но опять же, не хватает системности в СМИ. Среда есть, а критики нет. Здесь бы сами профессиональные музыканты могли бы попытаться выступить в прессе с анализом творчества своих коллег. Это то, что было бы действительно интересно читателю. И ведь этот обмен мнениями происходит — мы слышим его на встречах, концертах. Почему бы не вынести эти вопросы на более широкое обсуждение?

Бесспорно, что невербальные виды искусства, такие как музыка, хореография, живопись сложно состыковать с печатным словом. Заметьте, как только начинается перфоманс, танец, в том числе балет — поток новгородской критики иссякает. Это наглядно показывает театральный фестиваль «Царь-Сказка», когда пресса «спотыкается» на спектаклях театра движения, контемпорари. Написать нужно, а что писать — непонятно. Не хватает опыта восприятия. Этим, к слову, славятся венгры — аннотации к их танцевальным спектаклям невозможно сопоставить с визуальным событийным рядом на сцене. Это философия на грани поэзии. В случае с танцем или перфомансом секрет в том, что зритель не ждет от критика конкретных трактовок. Поэтому такая критика требует особого аналитического склада ума и обстоятельного знания предмета.

Своей жизнью живет и литературная общественность города. Выход в свет книг, сборников поэзии и рассказов проходит новостной строкой. В лучшем случае сопровождается биографическим очерком. Здесь тоже не стоит повторять удивление инертностью литературной критики. Возможно, выход критической мысли дается на многочисленных встречах литераторов, не затрагивая читателей.

Самое большое удивление вызывает тишина, установившаяся, как ни странно, вокруг кино. Газетная и интернет кинокритика выработала вполне усваиваемый шаблон, который не отменяет публицистических достоинств автора — интерпретируем сюжет, который плотно спаян с актерским исполнением, режиссурой и общим направлением философско-эстетико-социального движения мысли. Никто не требует говорить об операторской работе, о монтаже — это поле вне компетенции массового зрителя. Оставим в стороне авторское кино — у нас его практически не показывают и не смотрят. Но почему наблюдается такой провал в отношении массового кино? Киномейнстрим, обновляемый еженедельно, дает простор для оттачивания пера, позволяет держать себя и читателя в тонусе, независимо от качества премьеры. Но, конечно, даже писательская лихость в данном случае потребует от автора определенной компетенции, чтобы рецензия отличалась от отзыва в блоге или на стене «ВКонтакте». Радует, что новгородская пресса таки откликается на наиболее заметные и серьезные новинки кинопроката. Иногда больше в жанре эссе, но от этого не менее интересно.

Наконец, обратим внимание на театр. Здесь наблюдается несколько более оптимистичная картина. Театр, как одно из самых понятных публике (хотя, казалось бы, кино?) видов искусства, имеет много точек соприкосновения со зрителем — визуальная, аудиальная, иногда даже тактильная. Поэтому зрителю и журналисту кажется, что он может легко описать свои впечатления от просмотра.

И вот, полные вдохновения, журналисты пишут о театре. Но, опять же, что требуется от критика? Проанализировать произведение, вписать его в контекст развития искусства в масштабах от местного до мирового, провести экспертизу, то есть — объяснить читателям непонятные нюансы. И наконец, в самой малой степени — оценить. Наши авторы такой задачи не ставят. Новгородская журналистика идет от обратного, словно ориентируясь на образец, по которому при написании статьи в первую очередь ставится оценка со знаком «плюс» или «минус». Такая критика существует для рейтингов, это просто рычаг, влияющий на положение деятеля культуры в таблице. Хорошо, когда у автора масштаб личности и опыт позволяет убедительно представить свою оценку, минуя сложный к ней путь через интерпретацию. Столичные издания, кстати, этим и пользуются, оставляя право за полноценной и полновесной критикой появляться в специализированных изданиях. Но это рынок, который достаточно редко и избирательно выходит на регионы. А хотелось бы создать критическую среду на местах. Возможно, предложение породило бы и спрос. Не в такие сроки и не в таких объемах, как мечтается, но всё же подтвердило бы статус города, как одного из центров не только исторического наследия, но и жизни в искусстве.

Развитие искусства немыслимо без публичного профессионального критического поля

Представляется возможным, что исправил бы ситуацию спецкурс по критике на кафедре журналистики филологического факультета НовГУ с приглашением специалистов из разных сфер искусства, чтобы у студентов был выбор, определяющий дальнейшее направление личностного роста и образования.

В конце концов, мы можем бесконечно кулуарно обсуждать удачи или неудачи местных деятелей искусств, привозимых к нам выставок, концертов, спектаклей, выход новых книг и кинофильмов. Но пока мы не создадим публичное профессиональное критическое поле, современное искусство не станет нашим наследием. Оно не будет выполнять свою функцию – расширять границы восприятия и выражения, как недавно подсказала в одном разговоре Елена Губаревич. И тогда какого развития мы можем ждать от всего процесса в целом?

Фото Сергея Гриднева, Ольги Михалевой

На фото: XII Международный театральный фестиваль «Царь-сказка»

Комментарии

Антон
08:52 26.08.2014

Для этого нужны объекты или субъекты.В Новгороде их мало.

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.