Я б в кондукторы не пошёл – работа нервная

Я б в кондукторы не пошёл – работа нервная

Женщина с усталым взглядом бредёт вперёд, изредка задавая стоящим по пути людям одинаковые вопросы. Её сумка весело звенит монетками, заглушая гул, стоящий в автобусе. Она — кондуктор, и её рабочий день проходит в душной машине за спорами с людьми, которые считают, что они отличаются от других, а потому могут не оплачивать проезд, пить пиво в салоне, или занимать сумками с солёными огурчиками два сиденья по бокам, а может и место самого кондуктора.

Заходя в автобус, я всегда первым делом вынимаю как минимум один наушник, оглядываюсь по сторонам в поисках кондуктора, которому можно сразу отдать мелочь за проезд, а уже потом со спокойной душой начинаю искать удобное место, где можно встать или сесть.

Среднестатистический новгородский кондуктор автобуса — женщина за 40, невысокая, чуть полноватая. C усталым взглядом она бредёт по вверенному ей муниципальному — или взятому в лизинг — движимому имуществу, собирает по 20 рублей с пассажира или рассматривает одинаковые проездные.

За последние год-полтора в городских автобусах стало появляться всё больше кондукторов-мужчин. Раньше это было диковинкой, и я помню, как однокурсницы делились на парах между собой впечатлениями

Реально, мужик-кондуктор. Я проехала на автобусе, но всё то же самое, не поняла разницу.

Теперь они встречаются всё чаще и чаще — при этом совершенно разного возраста, от 25 до 55 (по моим оценкам) лет. Отличаются от женщин более собранным и спокойным поведением. Вероятно, это всё же связано не с отличием характеров, а с тем, что со здоровыми мужиками спорить хочет меньше людей.

Хотя один мини-скандал с участием кондуктора-мужчины мне всё же довелось увидеть. Полноватая, разодетая по последней моде в облегающие леопардовые леггинсы девица лет 27 усаживается на сиденье, выставив свои конечности в проход. Кондуктор, проходя мимо, случайно задевает её, тут же извиняется и пытается пройти дальше. Но чопорность женщины, рождённой в СССР, говорит о том, что простых извинений недостаточно, и как минимум она должна получить взамен пожизненный позолоченный проездной на новгородские маршрутки, автобусы, троллейбусы и будущее метро, если оно когда-либо появится. Бабий крик оглашает автобус. Скуля и воя, как заправский футболист под дуновением ветра, она вопит, что её унизили и оскорбили. Кондуктор — мои ему почёт и уважение за то, как он себя повёл — непонимающе смотрит на неё и спрашивает: «Неужели я вас так сильно задел?» Ощутившая власть девица, не уловив тонкой грани, которую не стоит переходить, громогласно и победоносно заявляет: «Ты пытался меня домогаться. Ты просто хочешь меня». После чего, услышав гогот окружающих, всё же сообразила, что ляпнула что-то не то, и тут же вскочила и бросилась к выходу из автобуса, благо остановка была близко. Герой-кондуктор в ответ лишь мило улыбнулся и вдогонку спросил у дамы: «Девушка, а вы проезд оплатили? Или у вас проездной?»Я б в кондукторы не пошёл – работа нервная

В основном же работают женщины. Уж не знаю по какой причине, но от этого факта у многих, особенно «мужчин», рвёт крышу, и они начинают бузить, чувствуя себя особенными. Бывает, что какой-то бугай с бутылкой пива встаёт перед кондуктором и внаглую заявляет, что платить не будет. И вот что тогда делать женщинам-кондукторам? Поплакать в уголке не получится — детство прошло, а она на работе. Хорошо ещё, если кто-то из мужчин в автобусе вступится перед оболтусом за женщину, или водитель остановится и выпнет хулигана из салона. Но в большинстве случаев конфликт переходит на дикие оры на повышенных тонах: желание сэкономить 20 рублей делает из людей диких животных.

Речь конечно не идет о тех историях, когда детей насильно высаживают из автобуса в мороз или рвутся проездные, или ситуации, когда у человека действительно нет денег на проезд, но идти он не может по каким-то причинам.

Случалось мне наблюдать и то, как мальчишка лет 12 бегал по всему автобусу две остановки от кондуктора, говоря, что ищет проездной в кармане. Когда он на остановке хотел зажаться в конец автобуса, чтобы проехать еще одну, я уже приготовился хватать его за шкирку и выкидывать на улицу — нельзя так издеваться над другими людьми. Благо денег на бутылку лимонада и большую пачку чипсов он найти сумел.

Конечно, бывают откровенные хамы и среди кондукторов. Если при ее подходе не протянул трясущуюся руку с двумя десятирублевыми монетами, то будь готов выслушать нравоучение. Ты еще и в наушниках? Тю, нельзя! Рюкзак за плечами? Как посмел! Ребенок что-то сказал вслух? Вон из моего автобуса.

Я б в кондукторы не пошёл – работа нервнаяОтдельным пунктом стоит отношение кондукторов и пассажиров к мелочи. У каждого бывала ситуация, когда он заходил в автобус с тысячерублевой купюрой, а на сдачу получал гроздь монет. Чтобы избежать таких ситуаций, я обычно стараюсь заранее приготовить монеты нужного достоинства. Если стоит выбор — размежевать тысячу или наскрести 20 рублей копейками — я всегда выберу второй вариант. В конце концов, в магазинах я всегда расплачиваюсь картой, а наличные мне нужны исключительно чтобы оплачивать проезд или катать дочь на аттракционах в парке. А значит, все копейки в кармане у меня исключительно от кондукторов автобусов. Не понимаю тех людей, которые при виде мелочи начинают визг — в чем проблема? Это деньги? Да. Один раз, оказавшись в ситуации «копейки или 5000 разменять», я услышал упрек от кондуктора: «На паперти собирал?» Да нет же, ваша коллега утром выдала. Она тоже побиралась, по вашему мнению?

Что бы ни говорили кругом, но работа кондуктором тяжела. Ты целый день на ногах, могут докопаться непонятные люди – сплошной стресс. С другой стороны, если хочется получать более-менее адекватные деньги, при этом не таскать мешки и не тратить пять лет на высшее образование, то вариант очень даже неплохой.

Я б в кондукторы пошёл… Нет, не пошёл бы. Работа нервная, а мне ещё тексты редактировать и колонки писать. Так что я, пожалуй, просто подготовлю 20 рублей заранее, двумя монетками по 10, и, когда зайду в автобус, сразу протяну их кондуктору – работа нервная, а со мной ничего не случится, если не буду делать ему лишних проблем.

Фото из архива редакции

Комментарии

Константин
10:34 23.07.2014

Ничего себе, 20 рублей! У вас там социализм.

Дмитрий Антипов
15:20 23.07.2014

Верно подмечено, что в кондукторы идут в основном женщины за 40. редко идут туда работать по своему желанию, работа нервная и выматывающая.
Дело в том, что кушать хочется всегда, даже после 40 лет.
Вообще любая женщина «за 40» идёт работать по четырём основным причинам:
1. В семье отсутствует кормилец.
2. Кормилец семьи не способен обеспечить своей жене условия, в которых бы она заботилась о детях и доме, потому вынуждена работать и помогать мужу.
3. Хочется зарабатывать самой, чтобы быть независимой от кормильца.
4. Женщина просто не представляет свою жизнь без работы.

Каждый понимает, что работа кондуктором — дело трудное и неблагодарное. Однако люди(даже мужчины) идут в эту нелёгкую профессию по трём основным причинам:
1. Человек не имеет образования/специализации и навыков.
2. В месте проживания просто могут быть проблемы с рабочими местами. (Если открыть раздел «вакансии» в газете, то можно понять, что к нашему городу это не относится)
3. Человек по каким либо другим причинам не способен заниматься более спокойным умственным трудом.

И я понимаю, что женщины не способны заниматься тяжелым физическим трудом, потому я так же удивляюсь, когда вижу в транспорте мужчину-кондуктора, который мог бы наверняка найти более высокооплачиваемую и менее нервную работу.

А вообще, жду не дождусь(скорее не дождусь, конечно же), когда в нашем транспорте ведут оплату по жетонам или магнитным картам, как, например, в Санкт-Петербурге или Москве.

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.