Нина Яковлева: «Расходы в бюджете должны быть просчитаны детально»

Нина Яковлева: «Расходы в бюджете должны быть просчитаны детально»

Проверка деятельности государственных органов с точки зрения эффективности расходования ими бюджетных средств всегда привлекала особое внимание СМИ. И если общественный контроль, работа прокуратуры на слуху граждан, кропотливая работа Счетной палаты зачастую остается в тени. «53 новости» решили исправить эту несправедливость и узнать из первоисточника – насколько аккуратно, в современных условиях оптимизации бюджета, тратит деньги налогоплательщиков государство. Об этом наша беседа с председателем Счетной палаты Новгородской области Ниной Яковлевой.

– Какова роль Счетной палаты Новгородской области сегодня? Что является трендом последнего времени в вашей работе?

Нина Яковлева: «Расходы в бюджете должны быть просчитаны детально»– Особую важность приобрела аналитическая составляющая, ведь работа Счетной палаты сегодня заключается не только в проверках того или иного объекта и поиске недостатков в его деятельности. И эта работа должна носить предупредительный характер.

В частности так ведется работа над законопроектами. Ведется их полная экспертиза с финансово-экономической точки зрения. Мы оцениваем — соответствует или нет законодательству механизм расходования бюджетных средств, чтобы он был прозрачен, понятен и для тех, кто выделяет средства, и для тех, кто контролирует этот процесс.

Бюджет Новгородской области сегодня состоит из государственных программ. Все они проходят нашу экспертизу: и сами госпрограммы и те изменения, которые затем вносятся. Мы проверили в 2014 году 26 государственных программ. В них, конечно же, также вносились изменения и по проводимым мероприятиям и по объемам бюджетных ассигнований. Сейчас мы проводим мониторинг госпрограмм. За его основу нами взята Стратегия развития региона до 2030 года.

– И где же «узкие места», что не выполняется в этих программах?

– Обобщение программ проходит как раз сейчас. Это очень трудоемкая работа, по которой нами готовится доклад.

– Итог работы по мониторингу будет удобочитаемым для общественности или это несколько коробок бумаг с материалами?

– Нет. Вообще мы стараемся писать понятным языком – так, чтобы наши отчеты могли почитать и депутаты Новгородской областной Думы и члены правительства и любые другие заинтересованные лица. Возможно данный документ будет размещен на нашем сайте. Существует и единый портал контрольно-счетных органов Российской Федерации, где отражается аналогичная информация.

– Как в условиях экономического кризиса, когда снижается наполняемость бюджета, изменилась ситуация в вашей сфере деятельности?

Самое общее наблюдение – денег в организациях стало меньше. По большому счету траты ограничены. Основной объем составляют выплаты заработной платы – 70-80 процентов. Впрочем, хотя урезан бюджет развития, но он есть. Детские сады, жилье для детей-сирот, при том, что в этих программах задействованы не только средства федерального бюджета, но и регионального, строятся.

Урезаются материальные затраты связанные с содержанием руководства, командировочными расходами, тратами на расходные материалы.

– Это же хорошо! Значит эффективность растет.

– Я не могу сказать, что это хорошо. Мы, Счетная палата, например, ежегодно выпускали информационный сборник. Теперь его издание приостановлено. Эффективно это или нет? Речь ведь идет о гласности о нашей работе.

Итоги работы Счетной палаты Новгородской области в 2014 году в цифрах

– Но, может быть, меньший бюджет побуждает к большей ответственности его расходования? Или это ошибочное мнение?

– Думаю, ошибочное. Например, урезается бюджет того же детского садика или школы. Значит, там не будет проведен своевременно ремонт. Значит, будут привлечены средства родителей. Или же оставлены незаштукатуренные трещины. А за это уже руководителя наказывают. В том числе рублем. Прекращено финансирование программы «Чистая вода». Значит – ученики в школах не получают чистую воду. А если будут получать, то за счет средств родителей.

Часто наш бюджет верстается от уже известных, достигнутых ранее показателей. Например, в 2010-м, 2012-м году… Далее производится индексация от инфляции. Я бы поступала по-другому. Есть такое понятие в Бюджетном кодексе – обоснование расходов. То есть, когда они просчитаны.

Например, когда в тратах указаны не просто «командировки», а куда и зачем. И к сожалению, как бы нами, Счетной палатой не ставились при проверках эти вопросы, никто или очень редко расписывает расходы детально.

Я понимаю, что бюджет очень большой, документ по объективным причинам, громоздкий, но это очень важный вопрос для формирования госпрограмм. Мы будем уделять внимание данной проблеме обоснования расходов и готовить соответствующие предложения.

– Вы встречаете сопротивление при проверках? Как это происходит – исподволь или в открытую? Есть ли поползновения волокитой сорвать ваши мероприятия?

Очень хороший вопрос. Редко, но бывают и такие ситуации, когда мы делаем запрос документов и наши проверяющие ждут их и день, и два, и три. Время идет… Если возникает угроза срыва контрольного мероприятия, то мы можем составить акт, по результатам которого может быть применена административная ответственность. Как только мы вмешивались в ситуацию уже таким образом, тогда информация сразу же предоставлялась.

– Так что же больше в России, по вашему мнению, если перефразировать Карамзина – работают или воруют?

– Конечно же, работают. Я в финансовой системе уже более сорока лет, и наблюдала ситуацию изнутри – и в поселениях, и в бюджетных организациях. Мое твердое убеждение: люди работают, хотя, бывает ошибаются.

– Насколько тесно вы сотрудничаете с прокуратурой?

– С ней у нас постоянный контакт. Мы отправляем в органы прокуратуры отчеты о наших мероприятиях – и это очень верная практика, ведь мы видим только часть айсберга злоупотреблений.

– Расскажите о своих сотрудниках.

– У нас работают высокопрофессиональные специалисты, которые постоянно накапливают опыт и перед которыми я ставлю задачу создания понятных и эффективных процедур. Чтобы не было даже самой возможности злоупотреблений. Нужен системный подход.

Так у нас была очень интересная проверка в системе здравоохранения. Мы собрали очень большой материал, который нами направлен в правительство. Мы проанализировали как работает наш Фонд обязательного медицинского страхования, страховые компании, учреждения здравоохранения, как они взаимодействуют между собой. В Счетной палате стараются увидеть работу системы и пользы от такой глубинной работы больше, чем от жареных фактов.

ССЫЛКА ПО ТЕМЕ: Отчет о работе Счетной палаты Новгородской области за 2014 год 

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.