Нина Яковлева: «Расходы в бюджете должны быть просчитаны детально»
Проверка деятельности государственных органов с точки зрения эффективности расходования ими бюджетных средств всегда привлекала особое внимание СМИ. И если общественный контроль, работа прокуратуры на слуху граждан, кропотливая работа Счетной палаты зачастую остается в тени. «53 новости» решили исправить эту несправедливость и узнать из первоисточника – насколько аккуратно, в современных условиях оптимизации бюджета, тратит деньги налогоплательщиков государство. Об этом наша беседа с председателем Счетной палаты Новгородской области Ниной Яковлевой.
– Какова роль Счетной палаты Новгородской области сегодня? Что является трендом последнего времени в вашей работе?
– Особую важность приобрела аналитическая составляющая, ведь работа Счетной палаты сегодня заключается не только в проверках того или иного объекта и поиске недостатков в его деятельности. И эта работа должна носить предупредительный характер.
В частности так ведется работа над законопроектами. Ведется их полная экспертиза с финансово-экономической точки зрения. Мы оцениваем — соответствует или нет законодательству механизм расходования бюджетных средств, чтобы он был прозрачен, понятен и для тех, кто выделяет средства, и для тех, кто контролирует этот процесс.
Бюджет Новгородской области сегодня состоит из государственных программ. Все они проходят нашу экспертизу: и сами госпрограммы и те изменения, которые затем вносятся. Мы проверили в 2014 году 26 государственных программ. В них, конечно же, также вносились изменения и по проводимым мероприятиям и по объемам бюджетных ассигнований. Сейчас мы проводим мониторинг госпрограмм. За его основу нами взята Стратегия развития региона до 2030 года.
– И где же «узкие места», что не выполняется в этих программах?
– Обобщение программ проходит как раз сейчас. Это очень трудоемкая работа, по которой нами готовится доклад.
– Итог работы по мониторингу будет удобочитаемым для общественности или это несколько коробок бумаг с материалами?
– Нет. Вообще мы стараемся писать понятным языком – так, чтобы наши отчеты могли почитать и депутаты Новгородской областной Думы и члены правительства и любые другие заинтересованные лица. Возможно данный документ будет размещен на нашем сайте. Существует и единый портал контрольно-счетных органов Российской Федерации, где отражается аналогичная информация.
– Как в условиях экономического кризиса, когда снижается наполняемость бюджета, изменилась ситуация в вашей сфере деятельности?
Самое общее наблюдение – денег в организациях стало меньше. По большому счету траты ограничены. Основной объем составляют выплаты заработной платы – 70-80 процентов. Впрочем, хотя урезан бюджет развития, но он есть. Детские сады, жилье для детей-сирот, при том, что в этих программах задействованы не только средства федерального бюджета, но и регионального, строятся.
Урезаются материальные затраты связанные с содержанием руководства, командировочными расходами, тратами на расходные материалы.
– Это же хорошо! Значит эффективность растет.
– Я не могу сказать, что это хорошо. Мы, Счетная палата, например, ежегодно выпускали информационный сборник. Теперь его издание приостановлено. Эффективно это или нет? Речь ведь идет о гласности о нашей работе.
– Но, может быть, меньший бюджет побуждает к большей ответственности его расходования? Или это ошибочное мнение?
– Думаю, ошибочное. Например, урезается бюджет того же детского садика или школы. Значит, там не будет проведен своевременно ремонт. Значит, будут привлечены средства родителей. Или же оставлены незаштукатуренные трещины. А за это уже руководителя наказывают. В том числе рублем. Прекращено финансирование программы «Чистая вода». Значит – ученики в школах не получают чистую воду. А если будут получать, то за счет средств родителей.
Часто наш бюджет верстается от уже известных, достигнутых ранее показателей. Например, в 2010-м, 2012-м году… Далее производится индексация от инфляции. Я бы поступала по-другому. Есть такое понятие в Бюджетном кодексе – обоснование расходов. То есть, когда они просчитаны.
Например, когда в тратах указаны не просто «командировки», а куда и зачем. И к сожалению, как бы нами, Счетной палатой не ставились при проверках эти вопросы, никто или очень редко расписывает расходы детально.
Я понимаю, что бюджет очень большой, документ по объективным причинам, громоздкий, но это очень важный вопрос для формирования госпрограмм. Мы будем уделять внимание данной проблеме обоснования расходов и готовить соответствующие предложения.
– Вы встречаете сопротивление при проверках? Как это происходит – исподволь или в открытую? Есть ли поползновения волокитой сорвать ваши мероприятия?
Очень хороший вопрос. Редко, но бывают и такие ситуации, когда мы делаем запрос документов и наши проверяющие ждут их и день, и два, и три. Время идет… Если возникает угроза срыва контрольного мероприятия, то мы можем составить акт, по результатам которого может быть применена административная ответственность. Как только мы вмешивались в ситуацию уже таким образом, тогда информация сразу же предоставлялась.
– Так что же больше в России, по вашему мнению, если перефразировать Карамзина – работают или воруют?
– Конечно же, работают. Я в финансовой системе уже более сорока лет, и наблюдала ситуацию изнутри – и в поселениях, и в бюджетных организациях. Мое твердое убеждение: люди работают, хотя, бывает ошибаются.
– Насколько тесно вы сотрудничаете с прокуратурой?
– С ней у нас постоянный контакт. Мы отправляем в органы прокуратуры отчеты о наших мероприятиях – и это очень верная практика, ведь мы видим только часть айсберга злоупотреблений.
– Расскажите о своих сотрудниках.
– У нас работают высокопрофессиональные специалисты, которые постоянно накапливают опыт и перед которыми я ставлю задачу создания понятных и эффективных процедур. Чтобы не было даже самой возможности злоупотреблений. Нужен системный подход.
Так у нас была очень интересная проверка в системе здравоохранения. Мы собрали очень большой материал, который нами направлен в правительство. Мы проанализировали как работает наш Фонд обязательного медицинского страхования, страховые компании, учреждения здравоохранения, как они взаимодействуют между собой. В Счетной палате стараются увидеть работу системы и пользы от такой глубинной работы больше, чем от жареных фактов.
ССЫЛКА ПО ТЕМЕ: Отчет о работе Счетной палаты Новгородской области за 2014 год