Наталья О’Шей: «В новом альбоме будут летчики, космонавты и герои средневековых рыцарских романов»
Вчера, 8 марта, в культурном центре «Диалог» прошел концерт российской группы «Мельница». Группа представила программу, посвященную 15-летию коллектива – прозвучали композиции музыкантов и их поклонников из разных альбомов. Незадолго перед концертом корреспонденту «53 новостей» удалось задать несколько вопросов лидеру, вокалистке, автору большинства песен и музыки «Мельницы» Наталье О’Шей.
— Группе «Мельница» в прошлом году исполнилось 15 лет. Какой путь прошел за это время русскоязычный фолк?
— Мне бы не хотелось говорить за русскоязычный фолк – я в нем не разбираюсь. Я не теоретик музыки, я музыкант. Я играю музыку, но не люблю о ней рассуждать. Как говорил прокуратор Пилат, «добрыми пусть нас назовут после нашей смерти». Тот факт, что «Мельницу» относят к направлению фолк-рок, является только нашей проблемой. Это не имеет отношения к другим группам, которые играют фолк. Я могу сказать о том, какой путь прошла наша группа за этот период.
— И какой же?
— В первую очередь группа развилась от сборища достаточно случайно оказавшихся в одном коллективе музыкантов до настоящей команды. Это я считаю нашим главным достижением.
— Как менялся подход к созданию музыки и текстов?
— Мы все учимся. Для меня было самым важным справиться с собственными сомнениями и поверить в то, что я действительно могу профессионально писать и музыку, и тексты. Я учусь этому до сих пор, нахожу новые способы обращения со словом, источники вдохновения. У меня может быть период увлечения Гумилевым и подражания ему или же Шекспиром. То же самое относится и к музыке – благодаря моим коллегам я стала лучше разбираться в вопросах аранжировки и звукозаписи.
— Вы кандидат филологических наук, кельтолог. Насколько ваши научные интересы влияют на музыку?
— Кельтская культура никогда не была интересна мне до такой степени, чтобы она отражалась на моей музыке. «Мельница» не играет традиционный фолк, и мы никогда этого не делали. Просто в одних песнях можно использовать какие-то топосы кельтской мифологии, в других хорошо звучит ирландский народный инструмент тин-вистл, а в других уместны скандинавские гармонические ходы. Это определяется конкретной песней. Например, в альбоме «Ангелофрения» у меня была история про ангелов – одержимость мифологией Ветхого Завета с точки зрения подхода к истории культуры. Точно также мы препарируем скандинавскую мифологию или древнеиндийскую. В материале для новой пластинки присутствуют уже другие персонажи. Например, даю такой спойлер: там будут летчики, космонавты и герои средневековых рыцарских романов. И из этого ничего не понятно, ведь так?
— Если сравнить вашу музыку с литературой, то какой вы представляете жанр?
— Однозначно, магический реализм. Я – Маркес.
— Нет ли у вас ощущения иллюзорности происходящего? Не хочется ли вам ущипнуть себя, когда «Мельница» собирает «Олимпийский»?
— Все время хочется! Я себя чувствую героиней Рэйчел Вайс в фильме «Мумия», когда она говорит: «А знаешь, кто я такая? Я — библиотекарь!». Я постоянно ощущаю себя таким библиотекарем, и мне кажется, это хорошо.
— Не так давно вы завоевали премию «Чартова дюжина» в номинации «Лучшая солистка». Насколько «тяжел» этот статус?
— Я привыкла к тому, что мне нужно оправдывать свой статус, в первую очередь, перед самой собой. Поэтому доказать это еще нескольким десяткам тысяч человек уже не так сложно.
— Группа выступает в новых сценических костюмах, расскажите, как они создавались?
— Эти костюмы, в первую очередь, удобные и не мешают играть. Кроме того, у меня была придумана целая мифология, например, я говорила: «Катя, сделай, пожалуйста, ему вот такую майку, чтобы она была якобы белая, но как будто он снял её с трупа». Я хотела, чтобы мы выглядели то ли как стрелки Стивена Кинга, то ли как Индианы Джонсы, то ли как джедаи…
— Насколько у вас сложный технический и бытовой райдер, и бывали ли случаи его невыполнения?
— Он не так сложен, но иногда нам приходилось угрожать отменой концертов. Например, однажды в Минске мы столкнулись с так называемыми «одноразовыми жуликами». Нас поселили в какой-то пансионат с дырявыми матрасами, вместо завтрака предложили вчерашний салат. Далее мы узнали, что пульта нет, потому что сегодня в городе выступает группа «Агата Кристи», и пульт отдали им, а второго в Минске, конечно же, нет. Потом выяснилось, что у организатора украли кошелек, где лежал весь наш гонорар… В итоге мы вышли на сцену с часовым опозданием, получив лишь часть гонорара. А после концерта, за полчаса до отправления поезда, мы узнали, что организаторы смылись вместе с автобусом. И благодарная минская публика ввела нас в метро, контролер пропустила нас бесплатно, и мы кое-как успели на поезд.
— Два из трёх ваших клипов вы сняли в прошлом году. Как получилось, что лишь спустя многие годы вы пришли к этому формату?
— Элементарно не было возможности снимать и раскручивать клипы. Например, сейчас мы выкладываем видео на YouTube, и оно быстро обходит весь интернет. Раньше не было возможности «запихнуть» клипы на телевидение и очень не хотелось снимать в стол.
— Вы уже долгое время не живете в России. Как группа организует репетиционный процесс, и помогают ли вам в этом новые технологии?
— Еще как помогают! У половины группы есть домашние студии, у меня стоит несколько студийных приложений на iPad, которые позволяют сразу записывать ноты на гитару, клавиши, арфу или вокал, все это я пересылаю музыкантам в Москву. Работа идёт каждый день. Если открыть мою почту, 70% переписки — это mp4 файлы, которые гуляют туда-сюда. Таким образом мы складываем аранжировки, все отрабатывают свои партии, и когда я приезжаю в Москву, нам уже не нужно долгое время репетировать вместе.
— На каких фестивалях группу «Мельница» можно будет увидеть этим летом?
— Мы будем принимать участие в фестивале «Небо и земля» в Тюмени, в «Дикой мяте» под Москвой, естественно, приедем на «Нашествие».
Фото Алексея Сабельского