Елена Жирова: «Когда человек видит красоту, он просто не может быть агрессивным»

Елена Жирова: «Когда человек видит красоту, он просто не может быть агрессивным»

В современной медийной практике часто используется такое понятие как «арт-журналистика» или «художественная журналистика». При этом четкой трактовки у этого термина нет. У одних он ассоциируется только с критической, рецензентской деятельностью, у других — просто с информированием, освещением событий в сферы культуры. Об этом и многом другом — беседа с директором арт-галереи «На Торгу» Еленой Жировой.

— Елена, какой вас лично видится арт-журналистика именно вам?

Елена Жирова: «Когда человек видит красоту, он просто не может быть агрессивным»

— Арт-журналистика в моем понимании — некая система подачи взглядов, идей вообще. Не так важно, какую форму она примет. Критика ли это будет или информирование. Главное — арт-журналистика должна быть оригинальной, необыкновенно интересной, чтобы погружать читателя в красоту искусства. И такое погружение не должно базироваться на излюбленном многими столкновении различных точек зрения, нарочитого негатива. В случае с изобразительным искусством просто обязателен общий позитивный настрой, он должен преобладать в материале автора. А от самого журналиста наличие углубленных знаний в искусстве не требуется. Базовых представлений достаточно. Были бы желание и тяга к этому направлению. А рассказать об отдельном вопросе, проанализировать его можно интересно, доходчиво и без уймы «-измов». И, конечно, нужно стремиться к объективности, ведь все-таки подавать события только с позиций «хорошо — плохо», «нравится – не нравится» неправильно.

Согласны ли вы с тем, что сейчас в сфере «культурной» журналистики преобладает коммерческий подход, то есть явления культуры подаются преимущественно в рекламном свете?

— Да, к сожалению, сейчас у нас коммерциализируется абсолютно все. Это плохо, особо для таких сфер, где на первое место должны выходить вопросы просвещения, культуры, духовного обогащения. Коммерция в таком случае убивает суть самой культуры, изобразительного искусства в частности. Например, возьмем журнал «Введенская сторона». Там нет рекламы вообще. Почему она изначально отсутствует? Потому что издание построено, исходя из воспитательных, образовательных целей, а не рыночных. Главное в нашем художественном направлении — дать всем желающим, особенно детям, возможность приобщиться к красоте и начать понимать ее. Мне кажется, это единственно верный путь. Коммерция тут не должна определять все, хотя, конечно, в современных реалиях совсем без нее обойтись невозможно.

Специалисты отмечают такую проблему как «нехватка культуры понимания». Сейчас читатель постепенно теряет интерес к арт-материалам. Излишний акцент на коммерческую сторону вызывает ощущение поверхностности публикаций, их искусственности. В результате возникает непонимание самих культурных явлений, а также разрыв между автором материала и его аудиторией. Как вы считаете, такая проблема действительно имеет место?

— Такая проблема, конечно, есть. Она даже государственная. У нас огромное количество организаций, учреждений по всей стране, которые связаны с культурой. Однако при всем многообразии мы почему-то поставлены в ситуацию конфронтации друг с другом. Каждая структура находится обособленно, всюду главенствует представление «свое-чужое», «правильный — неправильный». Коммерция здесь тоже играет свою роль. В итоге, когда такое разъединение внутри самой сферы, то удивляться разобщенности, непониманию, которое возникает при освещении культурных событий в СМИ, не приходится. Проблема как раз в том, что нет системности, нет разворота как такового, не хватает опять-таки позитива. Без цельности, без положительного настроя к творчеству, к искусству понимания не возникнет.

Каковы пути решения данной проблемы?

— При обсуждении вопросов культуры просто необходима полемика. В той же «Введенской стороне» мы всегда выслушиваем чужие мнения — будь то заслуженного искусствоведа или юного автора. И если какие-то вещи вдруг не вписываются, скажем, в наш контекст, то мы обязательно объясняем почему.

В результате выстраивается необходимый диалог, благодаря которому каждый из нас чему-то учиться у другого, открывает для себя нечто новое. И, повторюсь еще раз, нужен планомерно выстроенный позитив. Агрессия в информации должна быть преодолена. Для искусства это неприемлемо.

Должно прийти общее осознание, что только открытость, положительный душевный настрой являются теми ключами, которые откроют дверь понимания творчества, изобразительного искусства в частности. Когда человек видит красоту, он просто не может по факту быть агрессивным, предрасположенным к отторжению чужого взгляда, иного мнения. С достижением этого мы, я думаю, станем на один шажок ближе как раз к выстраиванию культуры понимания.

Фото из архива Елены Жировой

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.