Елена Жирова: «Когда человек видит красоту, он просто не может быть агрессивным»
В современной медийной практике часто используется такое понятие как «арт-журналистика» или «художественная журналистика». При этом четкой трактовки у этого термина нет. У одних он ассоциируется только с критической, рецензентской деятельностью, у других — просто с информированием, освещением событий в сферы культуры. Об этом и многом другом — беседа с директором арт-галереи «На Торгу» Еленой Жировой.
— Елена, какой вас лично видится арт-журналистика именно вам?
— Арт-журналистика в моем понимании — некая система подачи взглядов, идей вообще. Не так важно, какую форму она примет. Критика ли это будет или информирование. Главное — арт-журналистика должна быть оригинальной, необыкновенно интересной, чтобы погружать читателя в красоту искусства. И такое погружение не должно базироваться на излюбленном многими столкновении различных точек зрения, нарочитого негатива. В случае с изобразительным искусством просто обязателен общий позитивный настрой, он должен преобладать в материале автора. А от самого журналиста наличие углубленных знаний в искусстве не требуется. Базовых представлений достаточно. Были бы желание и тяга к этому направлению. А рассказать об отдельном вопросе, проанализировать его можно интересно, доходчиво и без уймы «-измов». И, конечно, нужно стремиться к объективности, ведь все-таки подавать события только с позиций «хорошо — плохо», «нравится – не нравится» неправильно.
— Согласны ли вы с тем, что сейчас в сфере «культурной» журналистики преобладает коммерческий подход, то есть явления культуры подаются преимущественно в рекламном свете?
— Да, к сожалению, сейчас у нас коммерциализируется абсолютно все. Это плохо, особо для таких сфер, где на первое место должны выходить вопросы просвещения, культуры, духовного обогащения. Коммерция в таком случае убивает суть самой культуры, изобразительного искусства в частности. Например, возьмем журнал «Введенская сторона». Там нет рекламы вообще. Почему она изначально отсутствует? Потому что издание построено, исходя из воспитательных, образовательных целей, а не рыночных. Главное в нашем художественном направлении — дать всем желающим, особенно детям, возможность приобщиться к красоте и начать понимать ее. Мне кажется, это единственно верный путь. Коммерция тут не должна определять все, хотя, конечно, в современных реалиях совсем без нее обойтись невозможно.
— Специалисты отмечают такую проблему как «нехватка культуры понимания». Сейчас читатель постепенно теряет интерес к арт-материалам. Излишний акцент на коммерческую сторону вызывает ощущение поверхностности публикаций, их искусственности. В результате возникает непонимание самих культурных явлений, а также разрыв между автором материала и его аудиторией. Как вы считаете, такая проблема действительно имеет место?
— Такая проблема, конечно, есть. Она даже государственная. У нас огромное количество организаций, учреждений по всей стране, которые связаны с культурой. Однако при всем многообразии мы почему-то поставлены в ситуацию конфронтации друг с другом. Каждая структура находится обособленно, всюду главенствует представление «свое-чужое», «правильный — неправильный». Коммерция здесь тоже играет свою роль. В итоге, когда такое разъединение внутри самой сферы, то удивляться разобщенности, непониманию, которое возникает при освещении культурных событий в СМИ, не приходится. Проблема как раз в том, что нет системности, нет разворота как такового, не хватает опять-таки позитива. Без цельности, без положительного настроя к творчеству, к искусству понимания не возникнет.
— Каковы пути решения данной проблемы?
— При обсуждении вопросов культуры просто необходима полемика. В той же «Введенской стороне» мы всегда выслушиваем чужие мнения — будь то заслуженного искусствоведа или юного автора. И если какие-то вещи вдруг не вписываются, скажем, в наш контекст, то мы обязательно объясняем почему.
В результате выстраивается необходимый диалог, благодаря которому каждый из нас чему-то учиться у другого, открывает для себя нечто новое. И, повторюсь еще раз, нужен планомерно выстроенный позитив. Агрессия в информации должна быть преодолена. Для искусства это неприемлемо.
Должно прийти общее осознание, что только открытость, положительный душевный настрой являются теми ключами, которые откроют дверь понимания творчества, изобразительного искусства в частности. Когда человек видит красоту, он просто не может по факту быть агрессивным, предрасположенным к отторжению чужого взгляда, иного мнения. С достижением этого мы, я думаю, станем на один шажок ближе как раз к выстраиванию культуры понимания.
Фото из архива Елены Жировой