Александр Олигеров: «Творчество художника состоит в создании новой реальности»

Александр Олигеров: «Творчество художника состоит в создании новой реальности»

Санкт-Петербургский музей современного искусства «Эрарта» с ноября этого года начал представлять картины новгородского художника Александра Олигерова в своей галерее в Лондоне.

Александр Олигеров: «Творчество художника состоит в создании новой реальности»

На выставке представлены картины из коллекций «Посвящение ненаписанным стихам», «Красная комната», «Сад камней». Коллекция «Красная комната» уже была представлена на выставке в Париже, Мюнхене, Москве, а «Сад камней» создан в этом году и впервые представлен в Лондоне. Английские любители современного искусства смогут знакомиться с творчеством Александра до конца октября 2015 года. Планируется, что картины новгородского художника будут выставляться и в «Эрарте» в Санкт-Петербурге.

Александр Олигеров окончил художественно-графический факультет Российского Государственного педагогического университета Санкт Петербурга в 1993 году. С 2000 года является членом Союза художников России, а с 2009 — членом Парижского союза художников «Les Seize Anges».

Кроме того, Александр Олигеров преподает живопись в НовГУ.

В 2004 году на международном фестивале искусств «Мастер-класс» в Санкт-Петербурге новгородский художник получил первый приз и «Шапку мастера» в номинации «Живопись». В 2007 году в Париже на выставке «Встреча художников пяти континентов» живопись Александра Олигерова представляла изобразительное искусство Европы, среди искусства 100 других художников со всех континентов.

В 2006 году за работы, представленные на выставке в Санкт-Петербурге «250 лет Академии Художеств России», Александр Олигеров был награжден серебряной медалью Академии Художеств России.

В 2011 Александр получил первое место на итальянском конкурсе современного искусства «Made in Russia» и затем представлял, в рамках «Года России в Италии», современное российское искусство в Милане.

Мы побеседовали с Александром о его творчестве в мастерской художника. Именно здесь создаются картины, которые потом разъезжаются для участия в выставках по всему миру. Его произведения были представлены в музеях и галереях Норвегии, Финляндии, Германии, Франции, Швейцарии и во многих других странах. Сейчас в мастерской художника можно увидеть недавно созданные работы, в том числе и из коллекций «Сад камней» и «Красная комната». 

Творчество Александра очень многогранное, свои картины он создает не только на холстах, но и… на товарных коробках. В этих работах художник использует обычную графику промышленной упаковки – штрих-коды, зонтики, стрелки и многое другое — и мастерски создает целую оригинальную композицию, куда вкладывает свои эмоции и настроение. 

Есть другие коллекции, где в композицию картины введен нечитаемый текст.

О своем творчестве, образах и экспериментах Александр Олигеров рассказал читателям «53 новостей».

Александр, в каком направлении в живописи вы работаете?

— Я работаю в русле модернизма, но работы последних нескольких лет написаны в стиле литризм. Это направление представляет собой использование нечитаемых текстов как графического элемента в картине. Почерк много может рассказать о человеке, его характере, темпераменте. Так, обо мне почерк может рассказать лучше, чем автопортрет. И вместо развернутой подписи к картине я предпочитаю использовать такой красивый графический элемент.

«Наблюдатели»

А академическое искусство вас привлекает?

— В НовГУ я преподаю академическую живопись реалистической школы изобразительного искусства, но в своём творчестве не пишу академические пейзажи и портреты, меня интересует только тематическая живопись, использующая новые формы выражения. В своем творчестве мне интересно не копировать природу, а создавать новую реальность. При этом тема, цвет, размер будущей картины ко мне приходят сами. Так, недавно одну за другой я написал две работы – одна посвящена западной экономической тематике и называется «Profitability index» (Индекс успешности), а другая — «Однополчане 17-го года». Как и почему у меня появились такие совершенно разные по духу темы – я не знаю. На этапе рождения картины я стараюсь как можно меньше включаться рассудком в творческий процесс. Ведь сознанию свойственны стереотипы, а в искусстве главное – это чувства и индивидуальная неповторимость.

Поэтому меня удивляет, когда люди говорят: «Я понимаю или не понимаю эту картину». Но ведь искусство и не нужно понимать — оно дарит чувство. Тонкая плавная линия рождает одни ощущения, острая, ломкая – совершенно другие. А гамма цветов? А пятно и образ?

Кроме того, некоторые мои работы созданы в смешанной технике. Мне нравится смешение фактур – гладкой, ровной поверхности акрила и рыхлой, многослойной поверхности масла с просвечивающимися нижними слоями. Разница этих фактур создает различные по духу ощущения.

И понимать здесь ничего не надо — нужно чувствовать. К слову, это характерно не только для живописи, но и для других видов искусства. Вспомним поэтические строки Пушкина: «Уж небо осенью дышало». Никакой информации это предложение не несет, а вот ощущение осени передает прекрасно.

Глядя на картину, каждый понимает ее по-своему, особенно это касается современного искусства. Поэтому в музеях нередко картины дополняют тексты — пояснения художника смысла изображения. Насколько важно знать, что именно хотел сказать автор работы?

— В современном искусстве очень важен подтекст художника. В изобразительном искусстве начала XX века на первом месте стояла форма, а во второй половине столетия появился интерес к междустрочию — что именно толкнуло автора к созданию этого произведения. Данное течение в искусстве называется постструктурализм.

Чтобы объяснить студентам, как именно подтекст автора влияет на наше восприятие произведения искусства, я привожу в качестве примера строки стихотворения японской поэтессы Тиё: «Милый мой ловец бабочек, о как же далеко ты нынче забежал». На первый взгляд, кажется – это просто пейзажная зарисовка. Но впечатление меняется, когда мы узнаем, что толкнуло автора к созданию стиха – у нее умер пятилетний сын. И уже появляется совсем другое чувство от этого стиха.

«Веселая троица»

Увидят ли новгородцы ваши картины?

— Да, в феврале 2015 года откроется выставка моих работ в Музее художественной культуры Новгородской земли. Там будут представлены картины последних трех лет, в том числе и совершенно новые коллекции «Вода черная и белая», «Красная комната» и «Сад камней». Концепция первой коллекции в том, что вода черная смывает все стереотипы, границы, условности, а белая вода дает шанс начать все с чистого листа. Вместе они позволяют развиваться, двигаться вперед.

Расскажите о вашей, пожалуй, самой известной последней коллекции «Красная комната», которая выставлялась во многих европейских странах.

— Красный цвет является знаковым для нашей страны. Не так давно он был цветом нашего знамени, а еще раньше символизировал богатство, красоту, царственность. В то же время это цвет крови, запрета (неслучайно все запрещающие знаки красного цвета), энергии. Он обладает удивительными свойствами. Так, психологи утверждают, если на поле вышли две равноценные спортивные команды, то чаще всего побеждает та команда, чьи игроки одеты в красную форму.

В своей коллекции я предлагаю зрителям войти в «Красную комнату» и увидеть различные грани и оттенки этого цвета, раскрытые в моих работах.

Как иностранные зрители относятся к вашему искусству?

— Им нравятся мои работы. Отмечу, что мое искусство достаточно современное и уже знакомо зрителю, особенно на Западе. Как правило, я получаю хорошие отзывы и предложения провести выставки в различных городах. В частности, два годы назад мне неожиданно предложили провести выставку в Женеве. Благодаря своему искусству я могу путешествовать по миру, а иначе, боюсь, я не смог бы побывать в Америке, Мексике, Европе.

Особенно сильное впечатление произвела на меня Норвегия со своей мягкой, уютной, почти семейной атмосферой. Жители там всегда искренне улыбаются, готовы вам помочь, даже крупные бойцовские собаки не лают, а кладут голову вам на колени. Отмечу, что норвежцы очень тянутся к искусству. В небольшом норвежском городке в 32 тысячи населения есть несколько театров, в том числе и два кукольных, 28 галерей, симфонические оркестры.

Как вы относитесь к эксперименту в искусстве?

— Если воспринимать эксперимент как создание что-то нового для себя, то в этом и состоит суть работы художника. Ведь каждая картина – открытие. При создании произведения я не ставлю себе заранее конкретной задачи, как делают другие художники. Это академический подход, а от академической школы я отошел давно. Теперь мне интересно создавать что-то другое, образы, темы приходят ко мне сами в ходе эскизной работы, так что эксперимент мне интересен.

«Красные свитки мантры в лучах заката»

Иногда зритель, глядя на современное искусство, наивно считает, что он мог бы нарисовать такую же картину. Чем же отличается любитель живописи от истинного мастера?

— Да, это поверхностное понимание мастерства художника. Возьмем мастерство передачи иллюзии. Им в совершенстве владеет фокусник, который на глазах у публики достает из шляпы кроликов, колоду карт и многое другое. Так и первый уровень мастерства художника связан с передачей иллюзии трехмерного пространства на холсте или листе бумаги. Научиться этому сложно, но можно. Все мои студенты к старшему курсу в той или иной степени владеют данной техникой.

Но есть и другой уровень мастерства – более сложный, тонкий, которым владеют единицы. Речь идет о создании новой реальности, оживлении мертвого. В чем и состоит творчество. Когда испанский художник Хуан Миро рисует две линии, у него они получаются абсолютно живые, а у других – мертвые. Почему? Загадка. Передавать трехмерное пространство можно научить любого, а научить рисовать живую реальность – невозможно. Я и сам не могу объяснить, почему на одном эскизе мои изображения живые, а на другом – мертвые.

В одном фильме искусствовед говорит: «В картине должен быть внутренний свет». Как появляется талант создавать живые картины, с внутренним светом – в результате долгого кропотливого труда или просто дается от Бога? Неизвестно. Многие художники прекрасно владеют техникой создания трехмерного пространства на двухмерном, но картины их неживые. А у Миро даже обычное пятно живое. За это так любят его искусство, а его картины стоят миллионы евро.

Есть ли среди всех ваших картин любимая?

— По моему твердому убеждению, когда художник пишет картину, он должен относиться к ней как к самой великой своей работе. Это правильный настрой. Но было бы странно думать о ней так после завершения. Нет лучше работы, чем та, которую пишешь сейчас, и нет более беспомощной работы, чем та, что уже написал. При таком подходе художник постоянно будет развиваться, двигаться вперед. Если же он будет относиться к написанным картинам как шедеврам, то окажется в творческом тупике. Нужно уметь видеть недостатки в своих прошлых картинах и стремиться не допускать их в новых.

«Письма на красной рыбе»

Покупают ли ваши картины в Новгороде?

— Продавать картины в Новгороде сложно. Дело в том, что здесь не сформирован круг коллекционеров, любителей живописи, и работа в этом направлении не ведется. А если бы у нас действовал, например, клуб любителей искусства, которые бы преподносили каждую выставку как событие, тогда покупать картины и интересоваться искусством стало бы модно. В Москве и Петербурге у каждого направления в искусстве есть свои поклонники. Но там и люди есть, со столичными зарплатами, могут себе позволить такой предмет роскоши как картины.

Как вы оцениваете выставочную деятельность нашего города?

— В Новгороде проходит много выставок. Так, в Новгородском государственном музее-заповеднике проходят около 270 выставок в год. Интересные, блестящие выставки проходят в Городском выставочном Центре современного искусства в «Диалоге». Государственный музей художественной культуры Новгородской земли проводит ряд выставок в райцентрах Новгородской области в рамках проекта «Живая традиция». Все это формирует нашу культуру, отражается на воспитании, поведении людей. Например, если человек считает естественным ругаться матом в общественном месте, то когда меняется окружающий уровень культуры, он сам перестает это делать.

Уровень культуры меняет нашу жизнь к лучшему. Культуру стоит относить не к социальной сфере, а к сфере развития. У нас ведь есть политическая культура, культура на производстве, культура торговли… Если поднять уровень культуры, то поднимется и весь уровень жизни – разве это не развитие?

Фото из личного архива Александра Олигерова

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.