Анна Антипова: «Отсутствие чувства юмора сильнее всего мешает человеку исследовать себя»

Анна Антипова: «Отсутствие чувства юмора сильнее всего мешает человеку исследовать себя»

В минувшие выходные в санкт-петербургском Доме Танца «Каннон Данс» состоялась лаборатория по композиции с Анной Антиповой, преподавателем и независимым хореографом, экспериментирующим в разных направлениях современного танцевального искусства.

Именно сейчас искусство танца популярно, как никогда и принимает наиболее разнообразные формы. Корреспондент «53 новостей» побеседовал с Анной о развитии современного танца, роли импровизации и особенностях композиции.

— Анна, расскажите о себе, как вы пришли в танец?

— После школы я поступила в Челябинскую академию культуры и искусства. Во время обучения особый интерес у меня вызывал предмет «Композиция и постановка танца». Поэтому я решила продолжить свое образование в этой области и поступила в Санкт-Петербургскую консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова на кафедру «режиссура балета» (класс профессора Н.Н. Боярчикова). Так как в консерватории вопрос композиции танца рассматривался сквозь призму балетного театра, а мне интересен был современный танец, я продолжила свое обучение в магистратуре Академии русского балета им. А. Я. Вагановой по программе «Научно-творческая лаборатория композиции современных форм танца».

С 2012 года мне стало интересно работать с музыкантами, анализируя, как танец может взаимодействовать с музыкой в плане импровизации (когда и танцор, и музыкант творят на ходу) и в заранее продуманной композиции. Такой интерес к музыке, наверное, мне привила консерватория. В 2012-2014 годах я реализовала ряд интерактивных перформансов совместно с CNMRG (Computer and new music research group) и разными музыкантами России, Японии, Финляндии.

— Можете ли вы очертить те области, которые вам интересны сейчас и которые хотелось бы развивать?

— Как я уже сказала, последние три года мне интересен вопрос взаимодействия танца с музыкой в импровизации, в композиции. Каким образом одна область может влиять на другую, как идеи из одной области трансформируются в другой, как хореографы используют приемы музыкальной композиции в композиции танцевальной.

Анна Антипова: «Отсутствие чувства юмора сильнее всего мешает человеку исследовать себя»— Почему вы решили заняться преподаванием?

— Для меня это возможность посмотреть на себя со стороны — через моих учеников.

— Вы рассматриваете обучение, как односторонний процесс передачи знаний от учителя к ученику?

— Для меня это своего рода диалог. Конечно, есть доминирующая сторона в лице педагога, но ученики, без сомнения, учат педагога не меньше, чем он их. Просто разным вещам. Мне очень нравится работать с детьми, нравится их открытость к процессу.

— Как бы вы посоветовали вести себя начинающим танцорам, чтобы избежать травм?

— В первую очередь, предотвращать травмы научит грамотный педагог, у которого вы занимаетесь. Так же пойдет на пользу знание анатомии и, как следствие, принципов функционирования человеческого тела.

— Как современные хореографы определяются с методами композиции?

— О композиции танца, тем более современного, довольно сложно рассуждать, потому как нет единого мнения относительно того, что именно «лучше». Переход от использования одних методов к другим связан, в первую очередь, с теми изменениями в культурном контексте, которые происходили на протяжении всего XX века и продолжаются сейчас. Так, в начале века хореографы отказывались от многоактных спектаклей в пользу одноактных. В целом, несмотря на появление новых танцевальных техник, подход к композиции танца модерн мало отличается от балетного театра. В середине века в США сформировалось содружество хореографов, эксперименты которых во многом повлияли на принципы сочинения танцевальной постановки сегодня. В своих номерах они отказались от нормативного повествования, от взаимоотношений «солист-кордебалет», от фронтального расположения танцующих лицом к зрителю, от костюмов и декораций, даже от традиционного сценического пространства — от всего, что раньше считалось обязательным для создания танцевального спектакля.

Анна Антипова: «Отсутствие чувства юмора сильнее всего мешает человеку исследовать себя»— Почему такую важную роль приобретает импровизация?

— Она становится возможной частью представления, а не только подготовки к нему. Хореографы больше не опираются на форму музыкального произведения, появляются танцевальные спектакли, где музыка может временами вовсе отсутствовать. Новое поколение танцевальных художников стремится к укреплению связей между разными дисциплинами, новые технологии становятся неотъемлемой частью постановок. Все это влияет на выбор используемых хореографом методов, композиционных приемов.

— Что для вас является первостепенной задачей в танце?

— Искренность и честность — по отношению к себе, партнеру, зрителю.

— Есть ли у вас какие-либо жизненные принципы, которые влияют на «музыкальность» тела, умение чувствовать музыку, а также меняющие отношение к ошибкам и обучению?

— Мой педагог по композиции говорил, что танцор должен быть очень внимателен ко всему происходящему не только внутри него, но и вокруг. Умение не просто слушать, а слышать применимо не только в отношении музыки, но и партнера, и зрителя. А что касается отношения к ошибкам, важно не думать о том, что не получилось, а подумать, как сделать, чтобы в следующий раз получилось еще лучше. Важно не зацикливаться на ошибке, а продолжать пробовать — тогда обязательно получится.

— По вашим наблюдениям, что больше всего мешает человеку исследовать себя?

— Отсутствие чувства юмора. А если серьезно, то уверенность в том, что ты уже все о себе знаешь.

— Могли бы вы дать совет участникам лаборатории, как наиболее грамотно обработать полученную информацию и применить ее в танце?

— Любой материал, полученный на мастер-классах, я стараюсь пропустить через свое тело, проанализировать с точки зрения наиболее интересных именно для меня аспектов, и только после этого использовать. Мне кажется разумным не копировать полученные сведения, а анализировать — только в этом случае вы себя обогащаете.

Фото из архива Анны Антиповой

Анна Антипова: «Отсутствие чувства юмора сильнее всего мешает человеку исследовать себя»

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.