Сергей Гришанин: «Алые паруса» — это современная история»
К 17 мая новгородский академический театр драмы им. Ф.М. Достоевского готовит премьеру. Спектакль «Алые паруса» станет подарком для поклонников творчества Александра Грина. Название этой повести, написанной в 1916—1922 годах, стало символом непоколебимой веры в чудо и всепобеждающей, возвышенной мечты.
О премьере, новых актерах труппы, а также об итогах подходящего к концу сезона мы поговорили с главным режиссером театра Сергеем Гришаниным.
— Все мы, будучи подростками, зачитывались «Алыми парусами». Чем обусловлен выбор именно этого произведения?
— Мне кажется, это довольно современная история. Мы все знаем романтическую сказку о том, как девочка поверила услышанному в детстве предсказанию и решила ждать. И мечта вдруг сбылась. В повести большинство героев считают ее блаженной, а мне кажется, что она – абсолютно нормальный человек.
Сегодня наш мир крайне жесткий. Террор, войны, революции… Посмотрите, что происходит в мире, на той же Украине? Когда смотрю новости, я вижу театр в Луганске, в котором проработал 10 лет, и на его крыше вижу снайперов. И понимаю, насколько все это неправильно. Люди разучились помогать, чувствовать ближнего.
Почему Ассоль приходит изливать свою печаль к океану или в лес? Потому что они не сделали ей ничего плохого, в отличие от людей. Ее окружение – морально надломленные люди, ни у одного из них нет мечты. И виной тому – их окружение, влиявшее на героев с самого детства.
Мы хотим показать молодому зрителю, что есть два пути: агрессии и злобы, которые ведут к превращению просто-напросто в животное. А с другой стороны — надежда и вера в то, что чудо произойдет. Добро всегда принесет свои плоды.
— Но ведь в нашем «жестком» мире часто используется именно такое слепое доверие и такие мечты для того, чтобы одурачить неопытную молодежь, особенно девушек. Как вы собираетесь решить эту дилемму?
— Мы не даем рецептов. Но мы показываем, какой можно сделать выбор. Ассоль не отвечает на зло злом. Она старается ответить добром или вовсе уйти в себя. Сегодня мы хотели бы показать молодежи этот полярный мир.
— На какой возраст рассчитан спектакль?
— От 14 до 20. Хотелось бы увидеть в зале и родителей. Важно вовремя понять, насколько необходимо уделять ребенку любовь, внимание и заботу. От воспитания и среды очень многое зависит. Поэтому мне и интересен этот материал — тут есть, о чем подумать.
Претерпит ли какие-либо изменения первоисточник?
— Мы работаем по пьесе украинского режиссера Павла Морозова, которая, конечно, не полностью отражает повесть. Зритель увидит много образов и аллегорий, но могу обещать: алые паруса будут! В целом же могу сказать, что это далеко не бытовая история. Здесь есть и жесткие моменты, и романтика. Кроме того, мы увидим музыкальный спектакль: артисты будут петь и танцевать.
— Какие артисты исполнят главные роли?
— Кристина Жеребор (Ассоль) и Ярослав Янковский (Грей). Также у нас появится Ассоль в детстве, в момент встречи с Эглем. На эту роль сейчас пробуются три девочки.
— Как вы подбираете таких юных актеров?
— Я нахожу их в студии нашей актрисы Татьяны Прокопенковой. Это уже не первый опыт работы детей в нашем театре, они играют в спектаклях «В ожидании седьмой луны», «Брачные страсти».
— В последнее время в театр пришло много молодых актеров, как они влияют на жизнь труппы?
— Очень положительно. Ребята набираются опыта, работают у нас с разными режиссерами: Дмитрием Горником из Москвы, петербурженкой Анной Соколово). Они каждый — по-своему Ассоль. Многие из них работают только первый год после обучения, но у них уже нет никаких вопросов. Ведь институт — это институт, а театр — это театр. Здесь немного другие законы. Многие, приходя после обучения в театр, понимают, что неправильно выбрали специальность. Но наши ребята точно уверены, что это — их призвание. И не исключено, что в скором времени мы снова расширим состав труппы.
— Насколько это сложно для режиссера — не позволить себе увлечься одним артистом и подбирать разноплановые роли для каждого?
— Это зависит от профессиональной объективности. Если сегодня один артист играет главную роль, то завтра, в следующем спектакле — другой. Кроме того, об этом надо думать еще на стадии подбора репертуара — материал должен быть высокохудожественным и актуальным. Ведь работа главного режиссера театра заключается не только в том, чтобы ставить спектакли. Это практически другая профессия, которая включает в себя массу организационных задач. Необходимо выстроить репертуар, чтобы театр был посещаемым, а актеры заняты, позаботиться о гастролях, фестивалях. Нужно найти режиссера, который смог бы увлечь артистов и разложить роли на нашу относительно небольшую труппу.
— Как бы вы подвели итоги подходящего к концу 160-го театрального сезона?
— Он был очень плодотворным. С приходом молодых артистов мы смогли позволить себе ставить более разнообразные спектакли. Украшением репертуара стали «Брачные страсти», «Пять вечеров», «Снегурушка», «Проделки Ханумы», «Игра с привидением» и, конечно, «Н.Ф.Б.». Еще с первого сезона моей работы в театре все ждали и требовали Достоевского. И вот мы сделали «Н.Ф.Б.», который получил гран-при XVII Международного фестиваля камерных спектаклей по произведениям Ф.М. Достоевского. 18 апреля состоится премьера детского спектакля «Кот Леопольд». 17 мая мы планируем премьерный показ «Алых парусов», которые также сезон 8 июня. Кроме того, 20 мая театр примет участие в фестивале в г. Кинеж со сказкой «Кошкин дом».
— В Великом Новгороде, как и в других городах страны, уже начинается подготовка к 70-летию Победы. Что вы готовы предложить зрителю?
— Я уже выбрал пьесу, посвященную этому непростому времени, судьбам людей, которые, несмотря на все пережитое, продолжают любить. Называть я ее пока не буду. Также в планах на будущий сезон имеются исторический спектакль, зарубежная классика и комедия-водевиль.
— Театру предстоит реконструкция. Как будет жить труппа в это время?
— Конечно, необходимость проведения большого объема работ давно назрела. Необходимо привести в порядок фойе, зрительный зал, сцену. Необходимо профессиональное световое и звуковое оборудование. Даты начала реконструкции пока неизвестны, но могу обещать, что театр не остановит свою работу. Мы будем репетировать и выпускать спектакли, показывая их на других площадках: в новгородской областной филармонии им. А.С. Аренского, в КЦ «Акрон», в ДкиМ «Город». Кроме того, планируются гастроли по Новгородской области и городам России.
Фото Сергея Гриднева
Сочувствую театру. В отсутствии звезд выжить нереально. Детское направление, однозначно правильное.
И надо интенсивно двигаться в сторону музыкальных постановок. Музыка — более доступное и массовое искусство.
экстрактор, это злая ирония? Вы сочувствуете театру, что он не до конца опустился еще до быдлозрителя? Театр, в котором есть команда художественно одаренных зрителей, даже в бедноте не выживает, а живет. И не стоит забывать, что погоня за массовым зрителем — порочна и губительна, в том числе и коммерчески. Для массового зрителя билет в театр никогда не будет предпочтительнее колбасы и водки.