Алексей Громский: «Тоталитарные секты уходят в социальные сети»

Алексей Громский: «Тоталитарные секты уходят в социальные сети»

Недавно в городе Подольске Московской области прошел Первый международный молодежный антисектантский форум.

Его участниками стал представители и организаций и неформальных общественных движений, которые занимаются проблемой деструктивных культов и сект. Основным организатором выступил Российская ассоциация центров исследования религий и сект во главе с его руководителем — пожалуй самым известным российским исследователем сект — доктором философии Александром Дворкиным.

Делегация Новгородской области составляла шесть человек. Все они поддерживают новгородский антисектантский проект «Гнев», руководителем которого является кандидат исторических наук Александр Чаусов. Активный сторонником проекта «Гнев» является и новгородский политтехнолог Алексей Громский.

Алексей Громский

В беседе с ним «53 новости» обсудили целый ряд тем, касающихся современных сект и угроз, которые они несут обществу.

 

Какие новые методы сегодня используют активисты антисектантских организаций?

Методы привязаны к методам самих сект, поэтому стоит, прежде всего, говорить о них. Если раньше на улицах что Москвы, что Великого Новгорода мы могли видеть большое число вербовщиков от мормонов, от сайентологов, от иных деструктивных культов, то в настоящее время ощутимая часть их работы переместилась в интернет, в социальные сети. То есть — если макулатуры от сектантов в ящиках становится меньше, то это не значит что они стали менее активны.

Следовательно, антисектанскими организациями постоянно разрабатываются новые методы работы в соцсетях.

Также существует деятельность связанная не с информированием, а с работой с жертвами сект, с их родственниками.

Есть, кроме того, отдельное направление, связанное с экспертизой литературы, распространяемой сектами и анализом в целом их деятельности.

Конечно, наблюдаются изменения. Если в начале девяностых кришнаитов в оранжевых балахонах все встречали с интересом – они раздавали книжки с красивыми картинками, ритуальную еду — то сейчас, люди больше ориентированы на личностный рост, а не на внешнюю атрибутику. В связи с этим разрослась доля влияния психокультов.

 

Бывший сайентолог Джерри АрмстронгНапример, сайентологии?

Да. Мне было очень интересно пообщаться с канадским гостем форума, господином Джерри Армстронгом, который был некоторое время правой рукой Рона Хаббарда. Сейчас Армстронг, кстати, является невъездным в США.

Официальная позиция властей – Джерри Армстронг нанес своими действиями урон интересам известной организации, разгласив закрытую организацию. Было очень сложно доставить этого господина в Россию, так как прямые авиарейсы из Канады неудобны и редки. Армстронг рассказал участникам форума много интересного о внутренней кухне сайентологии

 

Родноверческий обрядСекты множатся с большой скоростью. Вот одно из последних полукурьезных сообщений – в Челябинской области появилась Церковь Чебаркульского метеорита. Ее глава требует передать ему обломок природного объекта. Дескать, на нем записаны законы, по которым должны жить все люди. Какие локальные особенности имеют секты в Новгородской области?

Неоязычество. Оно, может, не столь популярно у нас, но общероссийская тенденция есть. Так в Рязанской области возник культ поклонения «местному Перуну». Ранее в Валдайском районе выявлялись культы того же направления, даже издавалась родноверческая газета «Синяя сварга». Место же в историческом плане известное – там достаточно много языческих захоронений, курганов.

 

Насколько высок уровень осознания властью опасности неоязычества? Нет ли заигрывания с ним под соусом – «мы вам лояльность, вы нам – приток туристов, желающих посмотреть, а то и поучаствовать, в ритуалах»?

Не надо путать народную культуру и историческую реконструкцию с тоталитарными сектами – это явления совершенно разные. Цель сект — завлечь человека в свои ряды и контролировать его жизнь, завладеть его деньгами. Завладеть ими, а не привлечь средства, простите за иронию, в бюджет Новгородской области.

Впрочем, есть одна проблема – некоторые гостиницы, организации, владеющие площадками для проведения массовых мероприятий, по незнанию, или соблазняясь деньгами, предоставляют помещения для сект. Что ж – это, в конце концов, оборачивается большими репутационными издержками для таких коммерческих структур. Туристы не потянутся туда, где проводятся мероприятия тоталитарных сект.

 

А не эволюционируют ли какие-либо секты в позитивном направлении? Вроде те же кришнаиты как-то более близки к традиционному индуизму…

Это ошибочное мнение. «Общество сознания Кришны» не имеет отношения к традиционным кришнаитам, которых мы можем видеть в Индии. Они просто не пускают американских кришнаитов в свои храмы. Впрочем, правительство Индии выступило в защиту американских кришнаитов, когда у них возник конфликт с властями США…

 

Пастафарианство – вера в Летающего макаронного монстра – имеет признаки тоталитарной секты, или же это просто пародийная религия?

Пастафарианский обрядЛюбая религия в отличие от секты несет духовность, проповедует то, что может сделать людей лучше. Любая религия имеет культурный компонент. Не нужно заблуждаться и говорить о том, что секта сможет переродиться в религию. Для сект разговор о Боге является прикрытием.

Конечно, никто всерьез не верит в Летающего макаронного монстра – это общественный проект. До того времени, пока его не начнут продавать за большие деньги.

 

Та же сайентология это, прежде всего, транснациональная корпорация с большими финансовыми оборотами. Ну и своеобразная образовательная система в одном флаконе с крупной разведывательной службой, собирающей информацию по всему миру Когда у Армстронга спросили – почему такие прекрасные актеры как Том Круз и Джон Траволта остаются в секте сайентологов и фактически являются ее лицом, то канадский эксперт ответил: «На них, видимо, что-то есть».

Алексей Громский: «Тоталитарные секты уходят в социальные сети»

Фото Владимира Малыгина

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.