В новгородских «Витославлицах» прошел праздник «Спасы»

В новгородских «Витославлицах» прошел праздник «Спасы»

Вчера, 24 августа, в Музее народного деревянного зодчества «Витославлицы» прошел праздник «Спасы».

В новгородских «Витославлицах» прошел праздник «Спасы»

В этот день новгородцы могли познакомиться с традициями сразу трех праздников — Первого Спаса (Медового, 14 августа), Второго Спаса (Яблочного, 19 августа), Третьего Спаса (Орехового, 29 августа).

Праздник начался колокольным звоном и молебном в часовне святых апостолов Петра и Павла из деревни Гарь Маловишерского района.

Гости праздника могли поиграть в народные игры вместе с новгородскими фольклорными коллективами, поучаствовать в мастер-классе по изготовлению «яблока» из шерсти, угоститься медом, яблоками и новгородской гущей, ведь, как говорили наши предки, «У Спаса всего в запасе!». Сотрудники музея знакомили новгородцев с народными обрядами, связанными с проведением праздников. При этом в ход шли и наглядные примеры. Так, проходя мимо колодца, многие гости оказались забрызганы водой. Как оказалось, на счастье.

— Первый Спас назывался медовым, так как в этот день впервые вырезали соты с мёдом, — рассказала научный сотрудник Новгородского музея-заповедника Елена Василевская. — После церковной службы проводились водосвятные молебны. На всех источниках – в реках, ручьях, колодцах – освящалась вода, которая в этот день считалась такой же целебной, как и в Крещенье. Освященной водой мыли пол в доме, чтобы изгнать всех злых духов, купали скотину и мылись сами. Считалось, что купание в этот день приносило здоровье людям и животным на целый год. Неслучайно Медовый Спас в народе называли еще и Мокрым. У нас вода тоже освящена, так что не стесняйтесь, люди добрые, подходите, умывайтесь!

После водных процедур можно было отдохнуть на скамеечке под раскидистым дубом и угоститься яблоком. В народе было принято, проглатывая первый кусок Спасова яблока, загадывать желание, которое должно обязательно исполниться. Девушки, думая о женихах, приговаривали: «Что загадано — то надумано! Что надумано — то сбудется! Что сбудется — не минуется!». С этого дня крестьяне начинали сбор яблок. В отдельных местностях 19 августа справляли «Горохов день» — одевались в праздничные платья, шли на гороховое поле и потчевали друг друга горохом.

В новгородских «Витославлицах» прошел праздник «Спасы»

Со Второго Спаса начинался самый лучший по времени посев озимой ржи. Проводился обряд засевания полей: священник, приходивший на поле с иконами, окроплял вспаханную землю и семена святой водой. Один из «почетнейших хозяев» на освященные места пашни бросал хлебные зерна, над которыми была совершена также молитва.

С Преображения начиналась жатва ярового хлеба, сопровождаемая многочисленными обрядами. Крестьянки-новгородки в этот день угощали пирогами — моленниками со словами: «Угостись, съешь и молись за мою скотинушку».

Третий Спас (Ореховый) отмечался Православной Церковью в память о перенесении в Константинополь из месопотамского города Едесы Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа. Русские люди считали его благоприятным днём для торговли полотнами и холстами. Обычно в этот день многие крестьяне ездили на ярмарку. Этот Спас назывался ореховым и хлебным, потому что с этого дня разрешался сбор лесных орехов, можно было печь пироги из муки нового урожая. Женщины, катаясь по сжатой ниве, приговаривали: «Нивка, нивка, отдай мою силку: на пест, на колотила, на молотила, на кривое веретено!».

Сотрудники Музея деревянного зодчества также рассказывали, как раньше крестьянки стирали белье – без порошка и мыла.

В новгородских «Витославлицах» прошел праздник «Спасы»

— Крестьянки любили чистое белье, поэтому стирка в деревне проводилась часто. А неряху, ходившую в грязном белье, называли тремузница или кукомоя, — говорит старший научный сотрудник Новгородского музея Елена Мигунова. — Стирка обычно проводилась в пятницу или в субботу на речке. У наших предков не было порошка и мыла, но имелись свои способы стирки. Крестьянки складывали мокрое белье в корзину, заворачивали в тряпочку, сверху присыпали золой, прижимали раскаленными на костре камнями и ставили в корыто с водой. Так белье кипятилось, отбеливалось. Затем белье отбивали палицей и полоскали в реке.

К слову, раньше мыло с успехом заменял щелок – водный раствор древесной золы. Его использовали также и для мытья волос, чтобы коса росла доя пояса. Щелок крестьянки изготовляли сами в домашних условиях — просеивали золу от крупных угольков и запаривали кипятком в чугунке. Такими секретами красоты наших предков поделились сотрудники Новгородского музея.

Фото Ольги Михалевой

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.