В новгородских «Витославлицах» прошел праздник «Спасы»
Вчера, 24 августа, в Музее народного деревянного зодчества «Витославлицы» прошел праздник «Спасы».
В этот день новгородцы могли познакомиться с традициями сразу трех праздников — Первого Спаса (Медового, 14 августа), Второго Спаса (Яблочного, 19 августа), Третьего Спаса (Орехового, 29 августа).
Праздник начался колокольным звоном и молебном в часовне святых апостолов Петра и Павла из деревни Гарь Маловишерского района.
Гости праздника могли поиграть в народные игры вместе с новгородскими фольклорными коллективами, поучаствовать в мастер-классе по изготовлению «яблока» из шерсти, угоститься медом, яблоками и новгородской гущей, ведь, как говорили наши предки, «У Спаса всего в запасе!». Сотрудники музея знакомили новгородцев с народными обрядами, связанными с проведением праздников. При этом в ход шли и наглядные примеры. Так, проходя мимо колодца, многие гости оказались забрызганы водой. Как оказалось, на счастье.
— Первый Спас назывался медовым, так как в этот день впервые вырезали соты с мёдом, — рассказала научный сотрудник Новгородского музея-заповедника Елена Василевская. — После церковной службы проводились водосвятные молебны. На всех источниках – в реках, ручьях, колодцах – освящалась вода, которая в этот день считалась такой же целебной, как и в Крещенье. Освященной водой мыли пол в доме, чтобы изгнать всех злых духов, купали скотину и мылись сами. Считалось, что купание в этот день приносило здоровье людям и животным на целый год. Неслучайно Медовый Спас в народе называли еще и Мокрым. У нас вода тоже освящена, так что не стесняйтесь, люди добрые, подходите, умывайтесь!
После водных процедур можно было отдохнуть на скамеечке под раскидистым дубом и угоститься яблоком. В народе было принято, проглатывая первый кусок Спасова яблока, загадывать желание, которое должно обязательно исполниться. Девушки, думая о женихах, приговаривали: «Что загадано — то надумано! Что надумано — то сбудется! Что сбудется — не минуется!». С этого дня крестьяне начинали сбор яблок. В отдельных местностях 19 августа справляли «Горохов день» — одевались в праздничные платья, шли на гороховое поле и потчевали друг друга горохом.
Со Второго Спаса начинался самый лучший по времени посев озимой ржи. Проводился обряд засевания полей: священник, приходивший на поле с иконами, окроплял вспаханную землю и семена святой водой. Один из «почетнейших хозяев» на освященные места пашни бросал хлебные зерна, над которыми была совершена также молитва.
С Преображения начиналась жатва ярового хлеба, сопровождаемая многочисленными обрядами. Крестьянки-новгородки в этот день угощали пирогами — моленниками со словами: «Угостись, съешь и молись за мою скотинушку».
Третий Спас (Ореховый) отмечался Православной Церковью в память о перенесении в Константинополь из месопотамского города Едесы Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа. Русские люди считали его благоприятным днём для торговли полотнами и холстами. Обычно в этот день многие крестьяне ездили на ярмарку. Этот Спас назывался ореховым и хлебным, потому что с этого дня разрешался сбор лесных орехов, можно было печь пироги из муки нового урожая. Женщины, катаясь по сжатой ниве, приговаривали: «Нивка, нивка, отдай мою силку: на пест, на колотила, на молотила, на кривое веретено!».
Сотрудники Музея деревянного зодчества также рассказывали, как раньше крестьянки стирали белье – без порошка и мыла.
— Крестьянки любили чистое белье, поэтому стирка в деревне проводилась часто. А неряху, ходившую в грязном белье, называли тремузница или кукомоя, — говорит старший научный сотрудник Новгородского музея Елена Мигунова. — Стирка обычно проводилась в пятницу или в субботу на речке. У наших предков не было порошка и мыла, но имелись свои способы стирки. Крестьянки складывали мокрое белье в корзину, заворачивали в тряпочку, сверху присыпали золой, прижимали раскаленными на костре камнями и ставили в корыто с водой. Так белье кипятилось, отбеливалось. Затем белье отбивали палицей и полоскали в реке.
К слову, раньше мыло с успехом заменял щелок – водный раствор древесной золы. Его использовали также и для мытья волос, чтобы коса росла доя пояса. Щелок крестьянки изготовляли сами в домашних условиях — просеивали золу от крупных угольков и запаривали кипятком в чугунке. Такими секретами красоты наших предков поделились сотрудники Новгородского музея.
Фото Ольги Михалевой