«53 дня до Победы»: командир крылатой Балтики

«53 дня до Победы»: командир крылатой Балтики

Сегодня сетевое издание «53 новости» завершает спецпроект «53 дня до Победы», начатый в преддверии празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. В рамках проекта мы рассказывали нашим читателям о страничках военной истории, связанных с Новгородской областью. Вниманию читателей предстали воспоминания ветеранов, архивные записи, рассказы историков и поисковиков о военном времени.

«53 дня до Победы»: командир крылатой БалтикиЛетом 2002 года ленинградские поисковики в заболоченном лесу, в двух километрах от поселка Невская Дубровка, что во Всеволожском районе Ленинградской области, нашли место падения неизвестного самолета. На обломках машины были надписи на английском. Тщательно изучив материал. Поисковики установили, что здесь разбился один из английский истребителей «Харрикейн», которые в первые годы Великой Отечественной войны поставлялись в СССР по ленд-лизу.

На бруствере воронки вместе с обломками самолета были найдены и останки летчика.  Значит, пилот не успел выпрыгнуть из подбитого самолета на парашюте и остался в кабине при падении машины.

Устанавливать личность летчика пришлось очень долго. Но после всевозможных разысканий в архивах и изучения останков самолета поисковикам все-таки удалось узнать — это было место падения легендарного летчика-балтийца, гвардии майора Александра Мясникова, пропавшего без вести 11 сентября 42-го…

После ритуала прощания, принятого у поисковиков, и отдания воинских почестей небольшой автобус с останками летчика отправился в путь на его родину. В Мошенской район Новгородской области. Там гвардии майор был торжественно захоронен рядом с могилой жены, так и не дождавшейся с войны мужа…

«Мотенька, дорогая, не думай, что я жить не хочу, еще как хочу… Если доведется и умереть, то благородно, ведь и умереть можно по-всякому. Но для меня небезразлично: можно геройски, после чего вспоминать будут как человека, а ведь можно и так, что никто и не вспомнит — этого я не хочу. О смерти никогда не задумывался, и в голову это не идет, но коль тебя это очень страшит, и часто вопрос в мыслях появляется, советую не думать ничего, от этого не уйдешь, а коль совершится, смотри на это трезво»

Он очень хотел жить, 33-летний балтиец Александр Мясников, хотел увидеть и обнять любимую жену Мотю, вырастить сына Юру, но не смог…

Гвардии майор Мясников, верный военной присяге, проявив геройство и мужество, погиб во время воздушного боя 11 сентября 1942 года. В графе «Похоронен» было поставлено: «Не вернулся с задания». Семья ждала известий о нем более 60-ти лет…

На востоке Мошенского района есть озеро Великое. Из него вытекает небольшая речка под названием Кобожа. Ниже по течению Кобожи, в 10-ти километрах, находится деревня Овинец. До войны в ней было около пятидесяти домов, выросшие парни женились на девушках своей или соседней деревни, и многодетные крестьянские семьи складывались в большие родственные кланы — Ефимовы, Смолокуровы…

В семье Федора Мясникова было трое дочерей и единственный сын Александр, Шура. В начале все было, как у всех крестьянских детей — начальная школа, работа в колхозе. Затем, вопреки воле родителей — комсомол. Но в 30-м году призывная комиссия Мошенского района обратила внимание на толкового парня, активного комсомольца и предложила Шуре Мясникову стать кадровым военным, пойти учится в военное училище.

И 1 октября 30-го года простой деревенский паренек с формальным образованием стал курсантом знаменитой Ленинградской Краснознаменной пехотной школы имени Склянского. По окончании школы в 33-м году Александр, как и несколько других выпускников, с удивлением рассматривали приказ о назначениях в пехотные части, не видя там своих фамилий. Оказалось, лучших выпускников направляли учиться дальше в авиационное училище.

«С 25-го апреля начнется ежедневная летная работа, и в это время определенно выявлю свои способности на то, буду я летчиком или нет… В течение мая судьба будет решена, где я буду — или летать или опять в пехоте», — пишет Александр маме и сестрам. И судьба решилась — курсант Мясников, успешно закончив училище, начинает службу в 61-й истребительной авиабригаде ВВС Краснознаменного Балтийского флота, базировавшейся под Ленинградом.

39-й год, финская война. «Боевых влетов было  так много, что в короткие перерывы между ними летчики успевали лишь заскочить в столовую, наскоро перекусить и после заправки машин снова уходили на выполнение заданий». В финскую Мясников был награжден первым орденом Красного Знамени.

И вот — Великая Отечественная… несмотря на быстрое продвижение войск вермахта, в июле 1941-го мало кто верил, что уже через два месяца враг будет рядом с Ленинградом. Тем не менее, командование Балтийского флота разрешило командирам отправить свои семьи из города на более отдаленные территории. К тому времени была уже семья и у Александра Мясникова — жена Матрена, родом из его же родной деревни Овинец, и маленький сын Юра. На семейном совете решили, что лучше будет им отправиться обратно в родную деревню.

«Советы давать не намерен, — пишет уехавшей в эвакуацию жене Мясников, — полагаюсь на тебя больше, чем на себя. Береги себя, Юрочку, бабушек, …помогай общему делу в колхозе».

«53 дня до Победы»: командир крылатой БалтикиВ августе 41-го капитан Мясников получил второй орден Красного Знамени. Бесконечные боевые вылеты, штурмовки войск противника…

Александр Мясников совершил 315 боевых вылетов и ни разу не дал противнику сбить себя. Лишь последний, 315-й вылет, оказался для гвардии майора Мясникова роковым.

В извещении  о гибели мужа, пришедшем на Новгородчину к Матрене Макаровне Мясниковой, сказано, что Александр Федорович не вернулся с боевого задания и погиб в бою с врагом. Летчик‑балтиец Игорь Каберов, автор знаменитой книги «В прицеле свастика», описывает последний вылет Мясникова так:

«Где это я? — спрашиваю себя, вдруг очнувшись. В недоумении гляжу в круглые глаза приборов. Выходит я еще в кабине истребителя? Вот они, рычаги управления, тумблеры, кнопки…

Товарищи подбегают ко мне, спрашивают, не ранен ли я. Спрашивают, почему меня так долго не было. Спрашивают почему я один, где майор Мясников… Нас обоих — меня и Мясникова — считали здесь погибшими. Но я жив. А Мясников?..

Да, да, мы сопровождали бомбардировщики «Пе-2» из 73-го полка. Кто-то из летчиков на «Пе-2» был другом Александра Федоровича, и Мясников прямо-таки с детской радостью пошел на это задание. В воздухе они перекликались по радио…

Бомбардировщики «Пе-2» даже с бомбовой нагрузкой оказались быстроходнее наших «Харрикейнов». Набирая высоту, мы отстали от них и встретились с «Мессершмиттами». Их было много, этих фашистских хищников со свастикой на крыльях…

Около часа вели мы бой с истребителями противника. Уже давно ушли наши бомбардировщики, и вражеские зенитки умолкли, а мы все еще никак не могли оторваться от «Мессершмиттов». Их было 12, нас только 8. Они прикрывались солнцем. И все же нам удалось сбить два «мессера»…

Неожиданно появилась еще шестерка вражеских истребителей. Они оттеснили нас с Мясниковым от общей группы. Мы вынуждены были вдвоем биться с этой шестеркой…

Командир бригады взывал к нам, чтобы мы продержались еще немного. Он сообщил, что со стороны «Большого» (то есть Ленинграда) идет группа Яков…»

В бою самолет Мясникова был подбит…

«От командира только концы крыльев и остались, а остальное всё в огне, горит! Я кричу Мясникову: «Прыгай! Прыгай с парашютом!». Но он не прыгнул… Машина пошла, пошла вниз и упала…» До аэродрома Манушкино гвардии майор не долетел всего 2 километра…

В деревне Овинец Мошенского района Новгородской области сохранился дом, в котором родился Александр Мясников. Военкомат и администрация Мошенского района решили увековечить имя земляка и установили на этом доме памятную доску.

«53 дня до Победы»: командир крылатой Балтики

По материалам книги «Помните нас…»

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.