«53 дня до Победы»: ребята, жив буду — пролечу над деревней…

«53 дня до Победы»: ребята, жив буду — пролечу над деревней…

В преддверии 70-летия Победы в Великой Отечественной войне сетевое издание «53 новости» запускает новый спецпроект «53 дня до Победы», в рамках которого мы будем рассказывать нашим читателям о страничках военной истории, связанных с Новгородской областью. Вниманию читателей предстанут воспоминания ветеранов, архивные записи, рассказы историков и поисковиков о военном времени.

«53 дня до Победы»: ребята, жив буду — пролечу над деревней...«Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого вышла в свет сразу после войны. Она имела неимоверный успех, о летчике Алексее Маресьеве читали не отрываясь.

О его подвиге, о том, как он раненый с покалеченными ногами 18 суток, пробирался к своим. О том, как врачи не смогли спасти его обмороженные ноги. О том, как его это не сломило…

Все началось в апреле 1942 года, в небе над Демянском. Северо-Западный фронт проводил масштабную наступательную операцию – она длилась с января по май 1942 года.

В ходе этой операции в районе Демянска было окружено 6 немецких дивизий общей численностью до 100 тысяч человек.

Однако окруженные вражеские подразделения не сдались и за два месяца упорно оборонялись в «Демянском котле» – главным образом, благодаря своей авиации, поскольку снабжение шло по воздуху.

Немецкие самолеты транспортные и бомбардировщики сделали в общей сложности 14 445 вылетов. Ежедневно в «котел» прибывало по 100–150 самолетов, перевозивших в среднем около 265 тонн грузов в день.

Несмотря на высокий риск, германское командование продолжало упорно удерживать район Демянска. Владея им и Ржевско-Вяземским выступами, немцы угрожали глубоким охватом с севера и юга району между озером Селигер и Великими Луками, где находились советские войска.

Длительная борьба в районе Демянска отличалась исключительным упорством и напряжением. Ожесточенные бои шли в небе – велась борьба за «воздушный коридор», позволяющий держаться немецким дивизиям в Демянском котле.

Здесь же сражался и истребительный авиаполк, в котором служил лейтенант Маресьев. 4 апреля 1942 года в воздушном бою в районе Старой Руссы истребитель Маресьева был подбит.

Двигатель остановился, и пилот стал планировать к земле, высматривая место для вынужденной посадки. Впереди в гуще леса блеснул островок – занесенные снегом болота. Алексей направил туда падающий самолет, но запаса сил у истребителя не хватило, и он свалился на косматые ели.

Деревья смягчили падение самолета и спасли летчику жизнь. Алексея выбросило из сиденья, он упал на широкие еловые ветви и соскользнул в сугроб.

В лесу Маресьев провел 18 суток. Было все: застреленный из пистолета медведь, сделанные из палок костыли, запас коры с деревьев за пазухой.

Ползти было совсем трудно. Руки дрожали и, не выдерживая тяжести тела, подламывались… Неудержимо хотелось лечь и отдохнуть, хоть немного, хоть полчасика. Но превозмогая вяжущую усталость, Алексей все полз, не ощущая ни боли, ни голода, ничего не видя и не слыша, кроме звуков канонады и перестрелки.

Когда руки перестали держать, попробовал ползти на локтях. Это было очень неудобно. Тогда он лег и, отталкиваясь от снега локтями, попробовал катиться. Это удалось. Перекатываться с боку на бок было легче, не требовалось никаких усилий. Только очень кружилась голова, уплывало сознание, и часто приходилось останавливаться и садиться на снег.

В это время, в деревеньке Плав на берегу озеро Шлино Валдайского района, сельчане были ни на шутку встревожены.

По деревне прошел слух, что кто-то кричит в лесу за болотом. Двое местных пошли посмотреть. Было холодно и мокро, кругом болота и летчик беспомощный лежит. Идти не мог. Как выжил – непонятно, видно сердце крепкое. Его нашли мальчишки из этой деревни Серёжа Малин и Саша Вихров. Отец Саши отвез Алексея на подводе в свой дом.

Отнесли в баню, напарили. Больше недели колхозники ухаживали за Маресьевым. Нужна была медицинская помощь, но в селе не было врача. В первых числах мая вблизи деревни приземлился самолёт, пилотируемый А. Н. Дехтяренко, и Маресьев был отправлен в Москву, в госпиталь.

Он тогда уже мог говорить и на прощание сказал: «Ребята, жив буду — пролечу над деревней…»

Простодушные сельчане после этого напряженно вглядывались в каждый пролетающий самолет – смотрели, не «их» ли это летчик. Они тогда еще не знали, что мающемуся по госпиталям Маресьеву врачи вынесли приговор – летать он больше не сможет.

Как ни пытались спасти его обмороженные ноги, но все же обе пришлось ампутировать – началась гангрена.

С приговором врачей мужественный летчик не согласился. Нет ног – будут протезы. На них он мучительно учился снова ходить – а потом бегать и даже танцевать!

Он видел себя только там – на фронте, в кабине самолета.

«53 дня до Победы»: ребята, жив буду — пролечу над деревней...В начале 1943 года он прошёл медкомиссию и был направлен в лётную школу.

— Ампутация ног… Что за чушь! Тут описка, что ли? Ну, чего вы молчите?

— Нет, не описка, — тихо и очень медленно, точно поднимаясь по ступенькам на эшафот, выговорил Алексей…

— Так что же вы, батенька мой, нас морочите? Столько времени отняли. Не думаете же вы без ног пойти в авиацию? — сказал наконец врач.

— Я не думаю: я пойду! — тихо сказал Алексей, и его цыганские глаза сверкнули упрямым вызовом.

— Вы с ума сошли! Без ног?

— Да, без ног — и буду летать…

В феврале 1943 года совершил первый после ранения пробный вылет. Добился отправки на фронт. В июне 1943 года прибыл в 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк.

Алексей ужасно переживал и боялся, что его не примут летчики полка. Это было накануне Курской битвы, когда борьба в воздухе шла жесточайшая. Поэтому любой летчик, взявший к себе Маресьева ведомым, определенно рисковал, поднимаясь с ним в небо…

И командир полка оставлял его на аэродроме, не выпуская на боевые задания. Алексею разрешали подниматься в воздух лишь к моменту возвращения наших самолетов – для их прикрытия при посадке. Маресьев все понимал, но однажды не выдержал и обратился к командиру полка за разрешением идти в бой…

Командир эскадрильи Числов, сочувствуя мужественному летчику, взял его ведомым. Перед вылетом комполка предостерег Числова – сильно в драку не лезьте.

Но не для того Маресьев так мучительно учился летать – и вот на землю падает в огне сбитый им немецкий Bf. 109.

В воздушных боях на Курской дуге Алексей доказал, что не только может пилотировать боевой истребитель, но и выходить победителем в схватках с немецкими асами.

В августе 43-го за проявленное личное мужество и высокое летное мастерство гвардии старшему лейтенанту Алексею Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

По материала книги «Помните нас…» и повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке»

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.