«53 дня до Победы»: ребята, жив буду — пролечу над деревней…
В преддверии 70-летия Победы в Великой Отечественной войне сетевое издание «53 новости» запускает новый спецпроект «53 дня до Победы», в рамках которого мы будем рассказывать нашим читателям о страничках военной истории, связанных с Новгородской областью. Вниманию читателей предстанут воспоминания ветеранов, архивные записи, рассказы историков и поисковиков о военном времени.
«Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого вышла в свет сразу после войны. Она имела неимоверный успех, о летчике Алексее Маресьеве читали не отрываясь.
О его подвиге, о том, как он раненый с покалеченными ногами 18 суток, пробирался к своим. О том, как врачи не смогли спасти его обмороженные ноги. О том, как его это не сломило…
Все началось в апреле 1942 года, в небе над Демянском. Северо-Западный фронт проводил масштабную наступательную операцию – она длилась с января по май 1942 года.
В ходе этой операции в районе Демянска было окружено 6 немецких дивизий общей численностью до 100 тысяч человек.
Однако окруженные вражеские подразделения не сдались и за два месяца упорно оборонялись в «Демянском котле» – главным образом, благодаря своей авиации, поскольку снабжение шло по воздуху.
Немецкие самолеты транспортные и бомбардировщики сделали в общей сложности 14 445 вылетов. Ежедневно в «котел» прибывало по 100–150 самолетов, перевозивших в среднем около 265 тонн грузов в день.
Несмотря на высокий риск, германское командование продолжало упорно удерживать район Демянска. Владея им и Ржевско-Вяземским выступами, немцы угрожали глубоким охватом с севера и юга району между озером Селигер и Великими Луками, где находились советские войска.
Длительная борьба в районе Демянска отличалась исключительным упорством и напряжением. Ожесточенные бои шли в небе – велась борьба за «воздушный коридор», позволяющий держаться немецким дивизиям в Демянском котле.
Здесь же сражался и истребительный авиаполк, в котором служил лейтенант Маресьев. 4 апреля 1942 года в воздушном бою в районе Старой Руссы истребитель Маресьева был подбит.
Двигатель остановился, и пилот стал планировать к земле, высматривая место для вынужденной посадки. Впереди в гуще леса блеснул островок – занесенные снегом болота. Алексей направил туда падающий самолет, но запаса сил у истребителя не хватило, и он свалился на косматые ели.
Деревья смягчили падение самолета и спасли летчику жизнь. Алексея выбросило из сиденья, он упал на широкие еловые ветви и соскользнул в сугроб.
В лесу Маресьев провел 18 суток. Было все: застреленный из пистолета медведь, сделанные из палок костыли, запас коры с деревьев за пазухой.
Ползти было совсем трудно. Руки дрожали и, не выдерживая тяжести тела, подламывались… Неудержимо хотелось лечь и отдохнуть, хоть немного, хоть полчасика. Но превозмогая вяжущую усталость, Алексей все полз, не ощущая ни боли, ни голода, ничего не видя и не слыша, кроме звуков канонады и перестрелки.
Когда руки перестали держать, попробовал ползти на локтях. Это было очень неудобно. Тогда он лег и, отталкиваясь от снега локтями, попробовал катиться. Это удалось. Перекатываться с боку на бок было легче, не требовалось никаких усилий. Только очень кружилась голова, уплывало сознание, и часто приходилось останавливаться и садиться на снег.
В это время, в деревеньке Плав на берегу озеро Шлино Валдайского района, сельчане были ни на шутку встревожены.
По деревне прошел слух, что кто-то кричит в лесу за болотом. Двое местных пошли посмотреть. Было холодно и мокро, кругом болота и летчик беспомощный лежит. Идти не мог. Как выжил – непонятно, видно сердце крепкое. Его нашли мальчишки из этой деревни Серёжа Малин и Саша Вихров. Отец Саши отвез Алексея на подводе в свой дом.
Отнесли в баню, напарили. Больше недели колхозники ухаживали за Маресьевым. Нужна была медицинская помощь, но в селе не было врача. В первых числах мая вблизи деревни приземлился самолёт, пилотируемый А. Н. Дехтяренко, и Маресьев был отправлен в Москву, в госпиталь.
Он тогда уже мог говорить и на прощание сказал: «Ребята, жив буду — пролечу над деревней…»
Простодушные сельчане после этого напряженно вглядывались в каждый пролетающий самолет – смотрели, не «их» ли это летчик. Они тогда еще не знали, что мающемуся по госпиталям Маресьеву врачи вынесли приговор – летать он больше не сможет.
Как ни пытались спасти его обмороженные ноги, но все же обе пришлось ампутировать – началась гангрена.
С приговором врачей мужественный летчик не согласился. Нет ног – будут протезы. На них он мучительно учился снова ходить – а потом бегать и даже танцевать!
Он видел себя только там – на фронте, в кабине самолета.
В начале 1943 года он прошёл медкомиссию и был направлен в лётную школу.
— Ампутация ног… Что за чушь! Тут описка, что ли? Ну, чего вы молчите?
— Нет, не описка, — тихо и очень медленно, точно поднимаясь по ступенькам на эшафот, выговорил Алексей…
— Так что же вы, батенька мой, нас морочите? Столько времени отняли. Не думаете же вы без ног пойти в авиацию? — сказал наконец врач.
— Я не думаю: я пойду! — тихо сказал Алексей, и его цыганские глаза сверкнули упрямым вызовом.
— Вы с ума сошли! Без ног?
— Да, без ног — и буду летать…
В феврале 1943 года совершил первый после ранения пробный вылет. Добился отправки на фронт. В июне 1943 года прибыл в 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк.
Алексей ужасно переживал и боялся, что его не примут летчики полка. Это было накануне Курской битвы, когда борьба в воздухе шла жесточайшая. Поэтому любой летчик, взявший к себе Маресьева ведомым, определенно рисковал, поднимаясь с ним в небо…
И командир полка оставлял его на аэродроме, не выпуская на боевые задания. Алексею разрешали подниматься в воздух лишь к моменту возвращения наших самолетов – для их прикрытия при посадке. Маресьев все понимал, но однажды не выдержал и обратился к командиру полка за разрешением идти в бой…
Командир эскадрильи Числов, сочувствуя мужественному летчику, взял его ведомым. Перед вылетом комполка предостерег Числова – сильно в драку не лезьте.
Но не для того Маресьев так мучительно учился летать – и вот на землю падает в огне сбитый им немецкий Bf. 109.
В воздушных боях на Курской дуге Алексей доказал, что не только может пилотировать боевой истребитель, но и выходить победителем в схватках с немецкими асами.
В августе 43-го за проявленное личное мужество и высокое летное мастерство гвардии старшему лейтенанту Алексею Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза.
По материала книги «Помните нас…» и повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке»